Законопроект внесли неделю назад депутаты из «СР», ЛДПР и КПРФ, но в Госдуме утверждают, что написан он в Кремле. Документ запрещает иностранным государствам, международным организациям и находящимся под их контролем организациям, иностранным компаниям, иностранным гражданам, лицам без гражданства и россиянам, у которых есть гражданство другой страны, быть учредителями не только электронных, но и печатных, и сетевых СМИ в России. Всем этим категориям физических и юридических лиц будет запрещено также владеть, управлять или контролировать прямо или косвенно более чем 20% акций или капитала любого СМИ.
На заседании Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи 25 сентября обсуждались поправки к принятому 23 сентября в первом чтении тексту. Их 9, рассказал первый замглавы комитета Леонид Левин («СР»), и сущностная лишь одна — та, что выводит из-под действия этих запретов и ограничений СМИ, созданные на основе международных договоров.
Но Олег Смолин (КПРФ) предложил сделать исключение и для культурно-просветительских — детских, развлекательных, спортивных и музыкальных телеканалов. «Иначе есть риск потерять образовательные каналы, которые не затрагивают вопросов, связанных с национальной безопасностью», — объяснил депутат, чей 7-летний сын только такие «хорошие» каналы и смотрит.
О том, что под удар может попасть и печатный глянец, напомнил Андрей Туманов («СР»): он принес на заседание обращение Ассоциации распространителей прессы, в котором выражается обеспокоенность негативными последствиями принятия законопроекта.
Но один из авторов законопроекта, Вадим Деньгин (ЛДПР), заявил, что «мы в плане глянца становимся уязвимыми», потому что «в основной массе таких журналов рано или поздно начинают вылетать политические статьи».
Валентин Шурчанов (КПРФ) сказал, что его как участника ГКЧП не надо учить защищать интересы национальной безопасности, но и он опасается, что в России могут исчезнуть «полезные для специалистов» иностранные научные журналы и такие каналы, как Discovery или «Евроспорт».
«У нас совершенно свободная страна, ничего не запрещено, — ответил Роман Чуйченко («ЕР»), — мы не запрещаем публиковать глянец или показывать канал Discovery, вопрос только в том, кто будет собственником. Канал Discovery не исчезнет!» Спасет франшиза, утверждал он.
«Не факт!» — возразил г-н Смолин: по его словам, эксперты уверяют, что такие каналы мы можем потерять, потому что трансляция их в России станет нерентабельной.
«Ничего не изменится!» — настаивал г-н Чуйченко. «Мы принимаем закон не об информационной политике, а о структуре собственности, мы сами СМИ не запрещаем», — поддержал его г-н Левин, почти уже председатель комитета (голосование состоится на пленарном заседании 26 сентября).
Но г-н Деньгин настаивал: речь идет именно что об информационной политике, а не о бизнесе. «Меня как патриота возмущает, когда идет массированная атака на нашу страну, иностранные партнеры совсем распоясались, но мы не ограничиваем их в плане бизнеса — только в плане политики!» — заявил он. Депутату непонятно, «чего все всполошились», — ведь закон вступит в силу только с 1 января 2016 года...
Как раз это-то и понятно. В начале июля Госдума приняла закон, который запретил с 1 сентября 2016 года хранить обработанные в Интернете персональные данные россиян в дата-центрах за пределами РФ. А сейчас срок его вступления в силу перенесен на 1 января 2015 года. Тут любой всполошится.