МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Выборы 14 сентября: главные скандалы

«Разбор полетов» от Крыма до Красноярска

Единый день голосования в ближайшее воскресенье станет одним из самых насыщенных в истории. Предстоит избрать 30 губернаторов (такого количества единовременно не выбирали еще никогда), 680 депутатов в 14 региональных заксобраний и около 43 тысяч депутатов муниципального уровня. Всего выборов и референдумов в этот день будет 6008, и затронут они 84 субъекта Федерации из 85.

Фото: Алексей Меринов

Корреспонденты «МК» собрали информацию о наиболее любопытных кампаниях в регионах.

 Обострение в Крыму

В двух новых регионах России выборы по законам и стандартам РФ проходят впервые, и это предельно обострило борьбу за мандаты депутатов Госсовета Республики Крым и Заксобрания Севастополя. Причина проста: раньше в крымском парламенте было 100 депутатов, теперь будет только 75, севастопольский горсовет ужали еще жестче — с 76 до 24 мест.

Возможности партийного бюджета сделали «Единую Россию» лидером гонки, позволив развернуть самую широкую агитацию по всем фронтам — от плакатов по всему полуострову до эфиров на местных телеканалах. Но, по мнению экспертов, итоговый результат единороссов будет ниже того, на который они рассчитывают. Дело в том, что партийные списки — и в Госсовет, и по городам — компрометирует наличие большого числа родственников «первых лиц» и политиков, которые при украинской власти отличались «неоднократной верностью», меняя партии по ситуации. Из-за того, что «на манеже все те же», и ожидаемого после «русской весны» обновления во власти не произошло, прогнозируется высокий процент протестного голосования. На этой волне прилично доберут представители ЛДПР, которых здесь называют «клоунами», но тем не менее прочат им второе место с опережением «Родины» и «Справедливой России».

Коммунисты выступают сразу тремя партиями, причем главный игрок на крымском красном электоральном поле Леонид Грач идет против зюгановцев, поэтому голоса «большевиков» рассеются…

На уровне городских советов (Ялта, Алушта, Феодосия, Керчь, Евпатория) списки претендентов отличаются еще большей концентрацией одиозных персон. Их в народе называют «блоком СИЗО»: зашкаливает число кандидатов с погашенными судимостями и условными сроками.

А самый громкий скандал кампании разразился там, где его меньше всего ждали, — в Севастополе. «Развод» героя русской весны Алексея Чалого и временно исполняющего обязанности губернатора Сергея Меняйло разделил горожан. Чалый в апреле отказался от поста в пользу Меняйло, а потом об этом пожалел — они разошлись в видениях обустройства города. За Чалым остается реальная народная поддержка, и он под знаменем «Единой России» наверняка получит большинство в парламенте, который с первых же дней перейдет в оппозицию к ставшему губернатором назначенцу Путина — Меняйло.

 Досрочная карусель в Татарстане

Первым скандалом кампании стало то, что до выборов не допустили «Яблоко». Органы юстиции просто аннулировали регистрацию регионального отделения партии за непредоставление отчетности. В ответ «яблочники» потребовали снять с выборов президента республики Рустама Минниханова, который возглавляет списки «Единой России», за «неоднократное нарушение закона о выборах».

И третий скандал раздули тоже наследники Явлинского. Член ЦИК Татарстана с правом совещательного голоса от «Яблока» Артур Гибадуллин стал свидетелем давки и очередей в территориальной избирательной комиссии Нижнекамска. Гибадуллин посетил город 3 сентября вместе с журналистами газеты «Права человека», которые запечатлели происходящее на видео.

Именно в этот день началось досрочное голосование. Что удивительно, народу было даже больше, чем обычно можно встретить на избирательных участках в основной день выборов. В холле скопилась внушительная очередь из бюджетников и работников крупных предприятий (многие из пришедших голосовать досрочно сообщали, что работают на «Нижнекамскнефтехиме»).

При этом большинство избирателей вели себя абсолютно бесхитростно. Они рассказывали, что прийти и проголосовать раньше времени их заставило начальство, предоставив взамен дополнительный день отдыха.

— Почему вы пришли голосовать досрочно? — спросил корреспондент у одного из «досрочников».

— А, не знаю… Заставили...

— Правду сказать — уволят, — рассмеялась в ответ на тот же вопрос умудренная опытом женщина.

Еще один показательный диалог:

— Зачем вы сюда пришли?

— С работы выгнали сюда.

— Вы, наверное, работаете 14-го числа.

— Нет.

— Вы куда-нибудь уезжаете 14-го числа?

— Нет. С работы вот отправили.

Впрочем, «старшие товарищи» по ЦИК, посетившие Нижнекамск на следующий день после Гибадуллина, никакого криминала в действиях руководства местных предприятий и организаций не обнаружили. Мол, никто никого силком на выборы не гнал — начальство всего лишь проинформировало своих работников о возможности досрочного голосования. А те неправильно поняли и дружными рядами ринулись в ТИК.

  У Валерия Шанцева больше всех соперников — семь, но ни одного конкурента. Фото: Михаил Ковалев

 Челябинский вирус

В Челябинской области за пост губернатора борются четыре кандидата, хотя имя победителя предвыборный гонки определилось задолго до старта кампании. Ставленник президента — бывший гендиректор Магнитогорского металлургического комбината Борис Дубровский, назначенный и.о. губернатора в январе этого года, стал единственным претендентом на пост главы области.

Остальных трех кандидатов объединяет одно: низкая узнаваемость и парадоксальные программы. К примеру, Владимир Брижанин, представляющий партию «Города России», идет на выборы с экологическими лозунгами, самый смешной из которых — «Челябинск — город без заводов». Избиратели недоумевают: если из областного центра убрать заводы, как трудоустроить всех потерявших работу и за счет чего пополнять бюджет?

Вероятно, эти кандидаты решили пойти на выборы либо потому, что за участие им пообещали карьерное продвижение, либо в расчете прославиться.

Интерес избирателей к выборам при отсутствии политической борьбы как таковой в области пытаются компенсировать двумя путями. Первый — официальный: повсеместно можно увидеть баннеры и ролики «Все идут на выборы».

Но более интересный ход — появление в Сети вирусных роликов, так или иначе играющих на явку избирателей. Так, всю страну заинтересовало видео с YouTube, где герои мультяшек — Лунтик, Белка, Спанч Боб и Микки Маус — якобы избили водителя легковушки на одной из челябинских улиц. Действу, которое запечатлел видеорегистратор, предшествовал закадровый диалог на тему предстоящего голосования. Однако в штабе общественной поддержки Дубровского от этого видеопродукта категорически открестились.

 Хабаровский край: с избирателей требуют денег

Жители отдаленных и труднодоступных районов Хабаровского края начали досрочное голосование на передвижных избирательных участках за 20 дней до дня единого голосования. В числе волеизъявившихся за это время — оленеводы, работники старательских артелей, рыбаки, лесозаготовители, работающие вахтовым методом, моряки. Для последних образованы 13 избирательных участков на морских судах. Глава избирательной комиссии Хабаровского края Геннадий Накушнов полагает, что «досрочников» при низкой явке может быть до 10% от общего числа проголосовавших, эксперты уверены, что их окажется больше.

С выборов в депутаты Законодательной думы Хабаровского края были сняты три партии: КПСС вместе с ее лидером — внуком Брежнева, «Народный альянс» и «Партия Великое Отечество». Причина для всех одна: более 10% недостоверных подписей.

Самый громкий скандал разгорелся в Комсомольске-на-Амуре. Жители получили якобы от действующего мэра Владимира Михалева, который избирается в региональное заксобрание, письма с просьбой «оказать доверие и поддержку в виде добровольного пожертвования от 5 до 10 тысяч рублей». Изготовителей этой продукции обнаружить не удалось. Как и изготовителей газеты «Комсомольск 5.0». Она печатается подпольно массовым тиражом и якобы пиарит кандидата в новые мэры города от «Единой России» Андрея Климова. Газета публикует вымышленные интервью с ним, в которых кандидат, мягко говоря, не блещет интеллектом. Выпущено уже 4 номера.

  Атака на школьников в Орле

В Орловской, Курской и Липецкой областях 14 сентября нынешние руководители регионов уберут от названия должности приставку «врио».

Наиболее сильных конкурентов в Курске и Липецке, соответственно Александра Руцкого и Николая Разворотнева, устранили при помощи муниципального фильтра. Руцкой ныне пытается обжаловать решение избиркома и курского облсуда в суде Верховном. Разворотнев же призывает соратников выборы игнорировать.

В Орловской области поступили иначе: оппозиционные партии просто отозвали своих сильных кандидатов. Город пестрит баннерами с изображением будущего триумфатора. Только на одной улице Комсомольской восемь вариантов предвыборной агитации в самых разных позах и сочетаниях: Вадим Потомский с врачом клинической больницы, с ветеранами ВОВ, с бравыми десантниками и даже с лидерами местных коммунистов, хотя понятно, что фактически на выборы его двинули не они, а «Единая Россия».

Кандидат Вадим Потомский решил осчастливить своей личностью не только взрослых, но и детей. 1 сентября орловские школьники получили неожиданный подарок — расписание уроков с фотографией кандидата в губернаторы.

А вот в Мурманской области будущий победитель — Марина Ковтун, кандидат от партии власти и врио губернатора, вообще отказалась от наглядной агитации и посвятила кампанию рабочим поездкам по региону, многочисленным встречам с главами муниципалитетов и руководителями предприятий.

Такую же тактику выбрал и новичок на региональном политическом поле Игорь Морарь, выдвиженец партии «Гражданская платформа», уполномоченный по защите прав предпринимателей при губернаторе Мурманской области. Он успешно провёл и PR-кампанию, и десятки встреч с коллективами. Поспевал он и на многочисленные городские мероприятия.

А вот припозднившиеся к старту кандидаты, а это в основном представители оппозиционных партий, пытались заработать себе очки на протестных заявлениях и приглашениях в регион групп поддержки. Например, региональный эсер Александр Макаревич, вероятно, опасаясь оказаться в аутсайдерах избирательной кампании, пригласил в регион высокопоставленных соратников по партии. Если на прошлой неделе поддержать своего кандидата в Мурманскую область приезжала заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Оксана Дмитриева, которая не смогла в Санкт-Петербурге пройти даже «муниципальный фильтр», то на этой неделе за Макаревича агитировали депутат Госдумы, актриса Елена Драпеко и Сергей Миронов - лидер партии.

Представитель КПРФ Михаил Антропов вместо агитации использует традиционные для этой партии методы борьбы: судебные тяжбы, заявления и обвинения. Например, в последнем таком воззвании он пишет: «Мы обращаемся ко всем членам избирательных комиссий жёстко стоять на букве закона, действовать по совести, не поддаваться ни на какие уговоры и угрозы. Итоги выборов нашего региона должны быть честными!»

Кандидат в губернаторы от ЛДПР Максим Белов запомнится избирателям 2014 года образом на плакатах - горячего мачо.

Нет конкурентов и у Алексея Гордеева в Воронежской области. В интервью одной из газет он фактически признал, что областной администрации пришлось уговаривать остальных кандидатов поучаствовать в выборах, чтобы они не были сорваны. Но плох тот солдат, который не хочет стать генералом!

В одном из интервью губернатор фактически признал, что деятельность кандидатов контролируются областным правительством. Исключил из списка подконтрольных он только депутата областной Думы, коммуниста Константина Ашифина. Ашифин, пожалуй, и оказался тем единственным хорошим солдатом. Не относиться же всерьез к 30-летнему представителю ЛДПР и «казаку» Михаилу Чубирко, которые никакой предвыборной компании практически не вели, да и не собирались. Константин Ашифин всерьез работал с избирателями, за время предвыборной кампании проводил множество встреч, вел прием граждан. Он единственный, кто выдвинулся не для создания немого фона.

Нижегородская область, как обычно, отличилась от всех регионов. За место губернатора борется самое большое в России число кандидатов — аж семь человек. Но в этот список не смог пробиться через муниципальный фильтр кандидат от КПРФ, коммунист-капиталист, президент концерна ЗАО «Термаль» Владимир Буланов, что обеспечивает действующему главе региона Валерию Шанцеву уверенную победу в первом туре. Сейчас однопартийцы Буланова агитируют только за одно: не ходить на «выборы без выбора».

 

В Красноярске ждут второго тура

Одно из самых вкусных политических меню предложено избирателям на выборах губернатора Красноярского края. Среди соискателей — депутат горсовета Красноярска Иван Серебряков, за спиной которого маячит «авторитетный предприниматель» Анатолий Быков, президент местного Союза товаропроизводителей и предпринимателей Валерий Сергиенко и назначенный Владимиром Путиным весной этого года врио губернатора Виктор Толоконский. Последнему прочат победу, но только во втором туре. Главная его проблема в том, что он не местный и еще не успел достаточно примелькаться.

Но несмотря на такое электоральное (по сравнению с другими регионами) везение красноярцы жалуются на отсутствие драйва и выбора между кандидатами. По их мнению, агитплакатная продукция тосклива до осенней хандры — на баннерах сытые лица, хорошо обработанные фотошопом. А единственное развлечение — косноязычные теледебаты, над которыми можно «поржать».

Главная особенность Ставрополья в том, что в крае, как ни в одном другом субъекте Федерации, за последние пять лет сменилось аж четыре руководителя. И теперь власть надеется, что измученный политическими скандалами избиратель отдаст предпочтение своему энергичному земляку — врио губернатора края 38-летнему Владимиру Владимирову. Но на всякий случай перед выборами политическое поле было старательно зачищено. Единственной интригой могло стать участие в выборах экс-губернатора и замминистра сельского хозяйства Александра Черногорова, но он не прошел муниципальный фильтр.

 

 

Лучше такие выборы, чем никаких

Итак, что мы видим в сухом остатке? Везде побеждают действующие губернаторы и врио, а также «Единая Россия». В регионах, где в исходе возникают какие-то сомнения, опасные конкуренты власти снимаются с гонки, а с этого года еще и запускаются «карусели» с предварительным голосованием. Но если все предопределено, то зачем тратить бюджетные деньги на проведение кампаний? Может быть, просто отменить выборы? Этот вопрос «МК» задал ряду политологов, но все они высказались в одном ключе, поэтому предоставим слово одному из них — гендиректору Центра политических технологий Игорю Бунину.

— Лучше, чтобы существовали такие выборы, чем вообще никаких. Если есть хоть какие-то выборы, то остается шанс, что со временем они могут стать прогрессивными, цивилизованными, нормальными. Если же их вообще нет — то и надеяться не на что.

— И когда же наши выборы могут стать прогрессивными и нормальными?

— Концепция российской власти заключается в том, что нужно начинать с низшего уровня. Сначала наладить честные муниципальные выборы, потом подняться на уровень региональных заксобраний, затем — на губернаторский и, наконец, на федеральный. Признаки наведения порядка на муниципальном уровне есть. На них плохо ходят, но одновременно стало уже невозможно заставить пришедших проголосовать «как надо». Возьмем, к примеру, прошлогодние выборы мэра Петрозаводска: сначала не допустили реального кандидата — крупного олигарха, потом убрали кандидата от «Яблока», в итоге осталась девушка Галина Ширшина, которую не считали опасной. Но город договорился и проголосовал за нее. Можно привести пример коммуниста Анатолия Локотя, который недавно стал мэром Новосибирска.

Что касается нынешних губернаторских выборов, то действующие главы субъектов будут побеждать не потому, что их оппонентов снимают. Сейчас существует посткрымский консенсус: все кандидаты от власти ассоциируются с Путиным, популярность которого достигла исторического максимума, а акции оппозиции резко упали. Исключение составляет член КПРФ Потомский, да и то только потому, что понятно: успешное выдвижение от оппозиционной партии и победа возможны только с благословения власти.

Роль Путина в губернаторской кампании подчеркивает история в Красноярске. Там кандидат от власти мог и не победить. Пришлось в город приезжать президенту, обещать превратить его в третью столицу, и все встало на свои места.

Именно такая магия Путина заставила десятки губернаторов идти на выборы досрочно. Сейчас ситуация для власти безоблачная, она на коне, но по мере того, как рейтинг президента начнет опускаться с аномального уровня на нормальный, выдвиженцам «Единой России» побеждать станет все труднее. Выборы этого уровня начнут превращаться из референдумных в конкурентные.

 

Михаил ЗУБОВ, собкоры «МК».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах