Ключевым институтом, занимающимся принятием межправительственных решений стран-членов ЕС, — в том числе, и в вопросах внешней политики, – является Совет Европейского союза (не стоит путать с Европейским советом и Советом Европы). Если Европарламент — это «глас народа», то Совет ЕС - «глас государств» (впрочем, в вопросах формирования бюджета ЕС оба института работают в одной связке). Этот законодательный орган, в официальных бумагах ЕС именуемый просто как Совет, включает в себя 28 профильных министров — по одному от каждой страны-члена ЕС. «Конфигурация», как это называется, Совета, зависит от обсуждаемой проблемы — если речь, идет об отношениях с Россией, то встречаться и обсуждать совместные действия будут министры иностранных дел стран ЕС. Бывают, разумеется, и менее очевидные случаи, например, когда ответные санкции против России обсуждались министрами сельского хозяйства - как отрасли, непосредственно затронутой действиями Кремля. Помимо глав ведомств, в заседаниях Совета принимает участие и еврокомиссар по соответствующим вопросам. Он правом голоса в ходе встречи не обладает.
«Когда решение предусматривает полное или частичное приостановление или сокращение экономических и финансовых отношений с одной или несколькими третьими странами, Совет, решением квалифицированного большинства по совместному предложению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности и Комиссии, принимает необходимые меры», – сказано в статье 215 Договора о функционировании Европейского Союза.
Таким образом, принятие того или иного решения зависит от результатов голосования по системе «квалифицированного большинства».
Данная процедура была введена в соответствии с Ниццким договором в ноябре 2004 года. В ходе такого рода голосования учитывается не только количество стран, чьи министры высказались за или против. Роль играет и общее число голосов – у каждой страны оно разное: например, у Франции, Великобритании, Италии и Германии — по 29 голосов, у Австрии — всего 10, у Кипра — 4 и т.д.; в сумме у всех государств — 352 голоса. Учитывается и процент населения ЕС, представленный проголосовавшими государствами.
В итоге, «квалифицированным большинством», достаточным для принятия решения, являются 15 стран (18 — если предложение не было внесено профильной комиссией), 260 голосов из 352 возможных и 62% населения ЕС. Если хотя бы одно из условий не соблюдено, результаты голосования не считаются действительными. Однако вероятность такого стечения обстоятельств крайне мала: например, если ФРГ, Великобритания и Франция выскажутся против предложения, а остальные государства — за, оно получит поддержку необходимых 15 стран (265 голосов), но не «дотянет» по проценту от населения (58,2%).
С 1 ноября этого года, в соответствии с подписанным в 2009 году Лиссабонским договором, определение «квалифицированного большинства» будет изменено — таковым будут считаться все те же 15 стран, но представляющие уже не менее 65% населения ЕС. Кроме того, вводится и понятие блокирующего меньшинства — четыре любых государства, представляющие хотя бы 35% населения. Такое изменение было введено с целью, чтобы уже упомянутые три страны, например, не могли заблокировать решение, одобренное другими государствами. Однако, окончательно в силу эти изменения голосовании вступят лишь в 2017 году, а до этого члены Совета могут голосовать согласно той процедуре, которую сочтут необходимой в конкретном случае.
СПРАВКА «МК»:
Как распределены голоса европейских стран в Совете ЕС
Великобритания, Германия, Италия, Франция — по 29 голосов
Испания, Польша — по 27
Румыния — 14
Нидерланды — 13
Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия, Чехия – по 12
Австрия, Болгария, Швеция – по 10
Дания, Ирландия, Литва, Словакия, Финляндия, Хорватия – по 7
Кипр, Латвия, Люксембург, Словения, Эстония – по 4
Мальта – 3
Всего – 352
PS. Когда верстался номер, появилась информация со ссылкой на представителя Еврокомиссии, что власти Евросоюза введут новый пакет санкций в отношении России, несмотря на заключенное ранее перемирие на Украине.