Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института стран СНГ:
«В условиях перемирия затрагивается вопрос статуса республик. 9-й и 11-й пункты говорят о том, что руководители республик согласились на существование ДНР и ЛНР в составе Украины. Порошенко согласился на достаточно широкую автономию. Мы сейчас наблюдаем серьезное движение обеих сторон к компромиссу.
Надо понимать: соглашение о прекращении огня — это не мир. Это хорошая прелюдия для мира. Есть основы для дальнейшей конкретизации и выхода на мирное соглашение. Дальнейшее развитие событий во многом определит обмен пленными.
Перемирие может развалиться — но не в любую секунду. Свою роль играет фактор управляемости. Это проблема Новороссии в меньшей степени, скорее — Киева. Потому что Коломойский, например, играет в «евронезависимость», а кадры «Правого сектора», которые есть во всех отрядах, вряд ли подчиняются Порошенко в полной мере. Не исключены попытки вплоть до свержения Порошенко наиболее радикальными игроками.
Также важно, с какой ноги встанет наш заокеанский гегемон. Он ведет себя в последнее время достаточно эмоционально, из-за чего логику действий трудно понять.
Все это — серьезные угрозы для перемирия».
Олег КУДИНОВ, президент Центра политического консультирования и обучения:
«Предыдущее перемирие украинцы использовали для перегруппировки и приведения войск в приемлемый вид. У республик 90% войск организованны и имеют централизованное командование. В украинской армии есть сотни, которые не подчиняются Порошенко и в ближайшее время, может быть, будут даже против него.
Порошенко объявил перемирие, потому что полностью развалился украинский фронт. Была катастрофическая ситуация: войска отступали, общественность была явно не на его стороне. Еще неделю назад Порошенко говорил о войне до победного конца. Порошенко хочет прекратить войну и провести досрочные выборы в Раду, что в условиях реального конфликта — нонсенс. Ему нужно подтверждение — он президент и реально что-то решает.
У сторон разные озвученные цели. Требования республик — отделение от Украины или предоставление экономической и военной автономии в рамках Украины — никак не были подтверждены. Второй раз подряд ополченцев останавливают, когда они идут в наступление. Те «самостоятельные» 10 процентов ополченцев могут начать стрелять в любой момент.
Прогнозы мои такие — перемирие продержится неделю. Кто нарушит соглашение, сказать нельзя. К чему это приведет — непонятно».