Необычное зрелище смогли увидеть в четверг случайные зрители, оказавшиеся на 622 километре трассы «Уссури». Военные деловито чистили участок автомагистрали длинной около 2 километров, убирая с нее все посторонние предметы. Шла подготовка к отработке уникальной для российских реалий посадке штурмовика Су-25 на обычную дорогу. Для удобства на асфальт даже была нанесена разметка, которая соответствовала линиям взлетно-посадочной полосы. Сама автомагистраль была перекрыта для движения автомобилей.
Около 16.00 по местному времени, штурмовик, который в войсках называют «Грач», появился в почти безоблачном небе и совершил визуальный заход на посадку, четко приземлившись на автомагистрали. Для того, чтобы сократить длину пробега, штурмовик выпустил тормозные парашюты. Тренировка усложнялась тем, что самолет приземлялся с боевым комплектом для авиационной пушки и двумя блоками неуправляемых ракет С-8КОМ.
Сразу после посадки к штурмовику подбежали авиатехники и почти на ходу провели своеобразный «пит-стоп» - комплексное обслуживание, включая заправку топливом, сжатым воздухом и азотом, смену варианта вооружения: неуправляемые ракеты класса "воздух-земля" были заменены новейшими управляемыми ракетами этого же класса.
Уникальную посадку совершил командир 18-го штурмового авиационного полка полковник Александр Зарипов. После приземления он доложил о выполнении поставленной боевой задачи руководителю учений - заместителю министра обороны РФ генералу армии Дмитрию Булгакову. Затем, после короткого разгона, самолет вновь взмыл в воздух и встав на курс отправился выполнять учебно-боевые задачи.
Непосредственно перед посадкой, маневр - заход-касание земли-взлет - отработали три других штурмовика. «Сушки» коснулись шасси поверхности дороги, пробежали по ней несколько сотен метров, после чего снова поднялись в воздух.
Такая уникальная операция - не рекорд ради рекорда. По информации третьего командования ВВС и ПВО, авиационные части фронтовой авиации ВВС России успешно осваивают ведение боевых действий с использованием автострад, а также посадку на участки шоссейных дорог с использованием станций дальнего радионаблюдения без радиотехнических средств посадки. Как рассказывают военные, широкое использование автострад авиацией существенно расширяет ее практическую дальность действия. Ведь посадка самолетов на автодороги будет ускорять оперативное развертывание войск.
Между тем
В Краснодарском крае в четверг неподалеку от Армавира потерпел аварию истребитель-перехватчик МиГ-31 ВВС России. Обошлось без жертв - оба пилота катапультировались. При заходе на посадку командир экипажа доложил руководителю полетов, что у самолета не вышла правая стойка шасси. После неоднократных попыток спасти самолет и выработки топлива руководитель полетов приказал экипажу вывести машину в безопасный район и катапультироваться. Полет выполнялся без боекомплекта.