Перед официальной частью Матвиенко и Оливер пообщались по-дружески. Они, оказывается, старинные знакомые. Со стороны диалог выглядел любопытно, поскольку наш спикер говорила по-английски, а американец отвечал по-русски. Вспоминали забавные истории из юности.
— В 70-е годы была международная программа общения молодых политиков. Нашу страну представляли 10 человек, включая меня. Там мы и познакомились со Спенсером, — объяснила Валентина Ивановна.
А уже во время переговоров она еще раз вернулась к этой теме: «Даже в годы «холодной войны» мы вели диалог. А сегодня, вводя санкции против наших депутатов и сенаторов, это общение пытаются разрушить».
В ответ Илкка Канерва заметил: «Я призываю Россию активно участвовать в работе ПА ОБСЕ. Без России эта организация немыслима. Сегодня диалог нужен больше, чем когда-либо».
Матвиенко представила коллегам из Европы и США нового российского представителя в ассамблее — сенатора Владимира Джабарова — и перешла к обсуждению украинской проблемы, рассказав о гуманитарной катастрофе, расстрелах и сожжении мирных жителей, участившихся случаях гонений на православных Московского патриархата на Украине и убийствах священников. «Мы ждем от ОБСЕ объективной оценки преступлений украинских военных против собственного народа. К сожалению, Европа, США и Киев всячески замораживают расследование этих преступлений».
С этим никто спорить не стал.
«Встреча была полезной, — сказал «МК» Владимир Джабаров. — Уже один факт их приезда говорит о том, что Запад начал понимать: пора переходить от обвинений к конструктивным переговорам. 2–6 октября будет очередная сессия ПА ОБСЕ в Женеве, на которую я поеду. Там будем говорить в том числе и о санкциях.
Конечно, у Запада и России разное видение ситуации на Украине. Они считают, что за ополченцами на юго-востоке Украины стоим мы. Мы говорим, что Киев на продолжение войсковой операции вдохновляют из США. Валентина Ивановна на закрытой части переговоров сказала очень яркую фразу о том, что власти ДНР и ЛНР готовы к мирным переговорам, а Киев — нет. Но для того чтобы он быстро стал готов, достаточно было бы одного звонка из Вашингтона. Все промолчали. В целом каждый отстаивал свою позицию, но это было очень корректно. Прозвучала фраза о том, что разница позиций не помешает нам сесть и начать договариваться. Гости из ОБСЕ сказали, что с интересом изучают и обсуждают мирный план, предложенный Путиным. Он им очень нравится».
«ОБСЕ никогда не выступала резко против России, поскольку иначе бы она потеряла смысл своего существования, который заключается в посредничестве между Россией и Западом, — сказал «МК» гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин. — То, что сейчас эта организация активизируется, — хороший знак того, что мы начали создавать новую парадигму взаимоотношений Европы, России и Украины, которая будет заключаться в поиске диалога и перемирия».
Менее оптимистичен президент Международного института политических исследований Евгений Минченко: «Никаких хороших предзнаменований в этих переговорах я пока не вижу. Ну приехал к нам американец... Я в субботу буду с конгрессменом обедать, это означает прорыв в российско-американских отношениях?»