Президента на Селигере уже отчаялись дождаться. А он прибыл скромно, без эффектов. Год назад это было целое представление: Путин прилетел на борту самолета-амфибии Бе-200. А до берега доплыл на скоростном катере. В этом году шоу не состоялось - к немалому разочарованию «селигерцев».
Зато визит выпал на самую интересную смену - президента поджидали 1500 молодых преподавателей: историки, политологи, философы, социологи. "Страшновато встречаться с такой аудиторией, - польстил им Владимир Путин. - Непросто разговаривать со специалистами в философии". Впрочем, о философии и не говорили. Первым делом обсудили политику.
Преподаватель Алексей из Санкт-Петербурга, задавая свой вопрос про Украину, развернул такой широкий спектр тем, что отвечать можно было бы часами. Владимир Путин уложился в пятнадцать минут. Начал с задержанных военнослужащих. Он сразу напомнил, что "терялись" не только наши, но и украинские военные: "Причем в гораздо большем количестве. Многие с оружием. Были случаи, когда выходили и говорили, что заблудились". Зал был готов засмеяться, приняв фразу за шутку, но Владимир Путин веселье приостановил: "Я верю, что это правда. Там нет маркированной границы. Это вопрос технический. Мы оказывали им медицинскую помощь. Надеемся на то, что будем взаимно корректны".
А далее, произнеся фразу "ведь что произошло", президент пустился в пространный обзор украинских событий за последний год. Напомнил и про "символические пирожки, которые раздавали на Майдане", вовлечение США в процесс "насильственной, антиконституционной смены власти", "использование самолетов, артиллерии, систем залпового огня и танков" против мирных жителей. "Если это сегодняшние европейские ценности, то тогда я просто в высшей степени разочарован", - ухмыльнулся ВВП.
Буквально перед приездом президента на Селигер стало известно, что руководство украинской армии приняло решение не пользоваться гуманитарным коридором, чтобы вывести свои войска из окружения. А раздвинуть силы ополчения и выйти с боем. Владимир Путин назвал это "колоссальной ошибкой". И дальше - снова нырок в историю. Аналогия с событиями Второй мировой войны, окруженный оккупантами Ленинград. "Позиция наших партнеров вот к чему сводится, я это уже уяснил, - делился он с аудиторией. - Да, нужно сесть за стол переговоров, но сначала нужно дать украинцам пострелять. Что, они (ополченцы - "МК") должны позволить всем себя растерзать, убить и тогда они будут хорошими?"
Что же делать? Он объяснил философам и политологам: "Надо заставить украинские власти начать предметно переговоры. Не по техническим вопросам, а по существу понять - какие права будут у народа Донбасса, Луганска, всего юго-востока страны".
И снова пустился в историю. От князя Владимира, крестившегося в Херсонесе ("это святое для нас место") и Петра, рубившего боярские бороды, Владимир Путин перешел к Первой мировой и Великой Отечественной ("Можно сколько угодно ругать военачальников и Сталина. А кто может утверждать, что по-другому можно было выиграть? Сталин - тиран. И лагеря, и культ личности - этого никто не отрицает. Просто на проблему нужно смотреть со всех сторон").
В день сегодняшний президента вернул вопрос от Руслана из Башкортостана. Аспирант не сомневался - Минобразования просто не обладает корректной информацией о размере заработной платы преподавателей. И тут вновь грянули бурные аплодисменты. "Жарко стало от вопроса", - заметил Путин. И объяснил, что "всем нам, конечно, хочется жить лучше". Но жизни этой лучшей никому не пообещал.
Президент еще долго общался с участниками форума. Мимоходом поправил Ломоносова: "Россия будет прирастать не только Сибирью, но и Арктикой". Почти поразил оценкой избирательной кампании 2012 года: "Непредвзятый наблюдатель вполне был в состоянии убедиться в том, что это идет жесткая межпартийная борьба". И уж точно поразил признанием: "Заложен ли у нас фундамент политической системы? Да бог его знает! Жизнь покажет". Остудил пыл сибиряков - Москва останется столицей, но не исключил при этом возможности переезда некоторых федеральных органов в Красноярск. Проявил равнодушие к рейтингам - "У человека должно быть собственное внутреннее, глубокое убеждение в правоте того, что он делает".
И, наконец, очаровал девушку. "Вы очень хорошо выглядите, - зарделась одна аспирантка. - Вам очень идет кардиган". "Это кардиган?" - удивился он. И вновь понесся по волнам "исторической памяти". Ни одна тема в этот день не привлекала внимание президента так, как история.