«Не выборы, а галлюцинация»
Осень в России с недавних пор — пора выборов: избирают губернаторов 30 регионов, законодательные собрания субъектов Федерации, в Москве обновится Мосгордума. Поэтому мы попросили наших респондентов поделиться ожиданиями от электоральной страды-2014. Общее мнение: сюрпризов не предвидится.
Алексей МАКАРКИН, замдиректора «Центра политических технологий»: «Не стоит ожидать больших сюрпризов от осенних выборов. Правила игры определились. Вряд ли оппозиция, конкурирующая с кандидатами от власти, сможет выиграть хоть где-то. В Орловской области кандидат от КПРФ сейчас является исполняющим обязанности губернатора. Формально КПРФ — оппозиция, но понятно, что это тоже кандидат от власти. Глава Кировской области Никита Белых — беспартийный кандидат. Но опять-таки понятно: он кандидат от власти. Второй тур выборов маловероятен. Если он случится, будет большим событием.
Что касается выборов в Мосгордуму, здесь тоже обойдется без больших сюрпризов. Кандидаты от власти выиграют в абсолютном числе округов. Будет несколько умеренных оппозиционеров».
Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций АПЕК»: «Думаю, в целом кандидаты от власти будут доминировать. Вероятность победы будет колебаться от 50 до 90%. Но нельзя сказать, что на всех выборах полностью утрачена интрига. В одних регионах существуют серьезные проблемы внутри правящей элиты. В других — довольно сильная оппозиция. Но власть, безусловно, сохранит контроль над ситуацией в абсолютном большинстве регионов. Это совершенно не означает, что политической конкуренции нет. Она просто изменила характер. Интрига еще будет».
Геннадий ЗЮГАНОВ, лидер КПРФ: «Это будут выборы денежных мешков, административного произвола и информационных грязных технологий. Ничего полезного это не даст.
Власти, к сожалению, не учатся даже на печальном и горьком опыте Украины, где олигархия делит между собой посты, у каждого своя армия феодального типа. Развязали кровавую бойню в стране».
Эдуард ЛИМОНОВ, писатель: «Это не выборы. Это галлюцинация! О чем может быть разговор? Партия, которую я возглавляю, бойкотирует все выборы. Чтобы добиться свободных выборов, не нужно участвовать в несвободных. Тупые неофиты, недавно пришедшие в оппозицию либералы, как идиоты, все равно в них лезут. На выборах мэра не участвовало 68% людей. Это верный путь. Надо сократить явку до 10%. И тогда пошлем эту власть к чертовой матери».
Сергей МИХЕЕВ, генеральный директор Центра политической конъюнктуры: «Никаких системных перемен не произойдет. «Единая Россия» будет использовать патриотический тренд, возникший на фоне крымских и украинских событий. Имиджевым паровозом останется Путин. От этого же патриотического тренда могут получить свои очки и коммунисты. По вопросам внешней политики они выступают на идентичных позициях с властью. Сюда же отнесем и ЛДПР. Нового мощного и привлекательного политического проекта я так и не увидел. На фоне украинских событий новые лица и не нужны».
«Украинский вопрос»: момент истины
События на юго-востоке Украины действительно тема №1 с самого начала 2014 года. Как она будет развиваться дальше и какое влияние окажет на внутриполитическую повестку дня? Об этом наш второй вопрос экспертам и политикам. Четких прогнозов никто давать не рискует, однако все сходятся в одном: осенью ситуация прояснится, «странная война» сдвинется с мертвой точки. Ведь ситуация на юго-востоке Украины и так близка к гуманитарной катастрофе, а на носу осень, зима, холод.
Алексей ГРАЖДАНКИН, замдиректора «Левада-центра»: «Внимание людей сосредоточено именно на украинских событиях. Примерно 40% населения России, по нашим оценкам, связано и в какой-то мере идентифицирует себя с Восточной Украиной. Люди действительно испытывают боль от того, что там происходит. Речь не об имперских амбициях. Россияне переживают боль потери близкого человека. Поражение украинских ополченцев может оказать депрессивное действие на людей. Ситуация должна как-то разрешиться осенью. Ведь уже сейчас регион находится на грани гуманитарной катастрофы».
Иван МЕЛЬНИКОВ, первый заместитель председателя ЦК КПРФ, первый заместитель председателя Госдумы: «Внутриполитическая повестка в России, конечно, претерпевает изменения. Внутренняя политика переплелась с внешней со многими вытекающими последствиями, включая объективное снижение накала борьбы за власть внутри страны. Но вот что важно: это не какой-то вектор развития. Это ответственный и объяснимый «шаг в сторону» всей политической системы, которая должна отражать состояние общества, и она отражает его таким, какое оно есть прямо сейчас. В любой момент ситуация мгновенно изменится, тем более во всех регионах, где сейчас идут выборные кампании, продолжается жесточайшая полемика, а наших кандидатов зажимают не меньше, а то и больше обычного».
Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций АПЕК»: «Ситуация на юго-востоке Украины пока развивается по неблагоприятному для самой Украины, России и Европы сценарию. Единственный выгодоприобретатель конфликта — Соединенные Штаты. И для России, и для ЕС — в частности, для Франции и Германии — перерастание гуманитарной катастрофы в геноцид мирного населения неприемлемо.
Что касается санкций против России, уже видна поляризация мнений внутри ЕС. Где-то в октябре предстоит серьезное смягчение позиций Евросоюза и России по поводу санкционного режима. Период эскалации быстро сойдет на нет. Позиция США в отношении России останется жесткой и будет порождать ответную жесткую реакцию. На внутриполитической повестке санкции тоже сказались: они привели к консолидации общества».
Сергей МИХЕЕВ, генеральный директор Центра политической конъюнктуры: «Симпатии россиян в основном находятся на стороне Донецка и Луганска. Несмотря на тему «Кремль слил юго-восток», все прекрасно понимают, что Россия все-таки помогает. Но большинство против ввязывания в войну. Все эти события вряд ли пошатнут рейтинг Кремля.
Что касается «закручивания гаек» внутри России, то его нет и не будет. Все законы по урегулированию Интернета беззубые. В том же Китае законы в разы строже. Я бы просто запретил Интернет! Такое разрушительное воздействие на психику людей не оказывает даже телевидение».
Протесты не за горами?
Как бы ни волновала россиян ситуация на юго-востоке Украины, а своя рубашка ближе к телу. Введенные против России санкции уже привели к росту цен на продовольствие. Не повлечет ли это в ближайшем будущем роста протестных настроений? А вот тут единства у наших аналитиков нет. Одним кажется, что социальный взрыв уже зреет, другим — что санкции затронут только узкую группу любителей пармезана, они и останутся недовольными...
Сергей МИРОНОВ, председатель партии «Справедливая Россия»: «Я считаю, осень остудит многие «горячие головы», перегревшиеся за жаркие летние дни. Отрезвит тех, кто решил «поиграть мускулами» и попугать Россию санкциями, ограничениями и даже открыто угрожать ей. Российским гражданам не придется потуже затягивать пояса — уже сейчас очевидно, что Россия справится сама со всеми экономическими вопросами».
Сергей МИХЕЕВ, генеральный директор Центра политической конъюнктуры: «Предпосылок для роста протестных настроений в связи с ценами не вижу. Новых социально ориентированных партий нет. В оппозиции не появилось никого, кто мог бы защищать социальные права граждан. Наоборот, они настроены либерально. И не будут бороться против повышения цен или роста тарифов ЖКХ.
Что нужно обывателю? Спокойная жизнь без переворотов и адреналина. А перемен требуют политики и партии, потому что это их пища и жизнь».
Алексей ГРАЖДАНКИН, замдиректора «Левада-центра»: «Уже сейчас наблюдается некая усталость от перипетий внешней политики. И когда эта усталость достигнет некоего критического момента, люди вернутся к своей повседневной жизни. Часто небогатой и сложной. И станет ясно, что, кроме присоединения Крыма, власть ничем похвастаться не может. Ближе к осени-зиме, во время роста цен, все эти проблемы снизят уровень одобрения власти. Не скажу, что рейтинг президента обвалится, но ощущение радости от присоединения Крыма пройдет. Как прошло оно в 2008 году после более-менее успешной операции по защите Южной Осетии. В течение полугода люди тогда не замечали подкрадывающийся кризис. Впрочем, многие люди, выходившие ранее на Болотную площадь, сейчас устали, разочарованы. Часть перешла на сторону власти и поддерживает ее по поводу Крыма и Украины. Часть задумалась об эмиграции. Поэтому предпосылок роста политического протеста я не вижу».
Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций АПЕК»: «Что следует делать власти? Ее задача — максимально отсрочить наступление негативных последствий экономического кризиса в социальной сфере. По крайней мере, до октября-ноября этого года. Что это означает на практике? Власти следует создать штабы по мониторингу и контролю над ценами. Даже небольшой всплеск цен — в пределах 15% — в выборный период может привести к ухудшению социального самочувствия населения и сказаться на избирательных кампаниях».
Сергей МИТРОХИН, лидер партии «Яблоко»: «На настроениях людей будут отражаться не сами по себе события на Украине, а их следствия — например, санкции. Неизбежен рост цен на продовольствие, дефицит продуктов. И вот эти процессы могут вылиться во что-то серьезное для власти. Ура-патриотизмом их не заглушишь. И организованный протест будет самой лучшей формой. А стихийный, похожий на бунт, — уже опасная вещь».
Эдуард ЛИМОНОВ, писатель, лидер «Другой России»: «О каком росте протестных настроений в связи с ценами вы говорите? Это либералы нагнетают. Говорят, что люди чуть ли не в Финляндию ездят поесть. Но это же ложь! Цены у нас растут всегда и без всяких эмбарго. За последние пару лет они выросли вдвое. Народ ест свою обычную российскую картошку и яблоки. Цены из-за эмбарго растут на то, что народ не покупал и покупать не будет».
Георгий ЧИЖОВ, руководитель украинского бюро «Центра политических технологий»: «Рост протестных настроений неизбежен, но чуть позже. Выборы перестали быть главной частью повестки дня. Основное — конфликты, связанные с Украиной, отношения с Западом, санкциями. Именно эта сфера на ближайшие несколько месяцев будет определять повестку дня. С одной стороны, есть консолидация вокруг власти, связанная с Крымом. А с другой стороны, общественный интерес к выборам просто потерян.
Вступив в конфронтацию с Западом, быстро Россия из нее уже не выйдет. А логика профилактики протестных настроений требует ограничивать Интернет. Так что следует ждать дальнейшего «закручивания гаек».