Как рассказал «МК» президент Союза московских архитекторов Николай Шумаков, подобный опыт восстановления столь масштабных памятников у города уже есть. После того, как было принято решение восстановить Храм Христа Спасителя, все строительные работы были проведены молниеносно. «Главное, чтобы и дальше сохранялся тот напор и решимость, который сейчас продемонстрировал глава государства», уверен Шумаков. Однако перед тем, как восстанавливать историческую справедливость и заново отстраивать погибшие здания, историкам придется провести масштабные археологические раскопки. «Это не должно быть героическим рывком. Нужна планомерная и вдумчивая научная работа», уверен координатор движения «Архнадзор», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству Константин Михайлов. По его мнению, «история, вооруженная лопатой» может дать гигантский научный базис для реставраторов. Оказывается, под Ивановской площадью до сих пор находится часть сводов и стен той самой средневековой кладки Чудова монастыря. Это обнаружилось еще в 80-е годы прошлого века, когда ремонтники, снимавшие дорожное покрытие на площади, чисто случайно копнули глубже обычного и наткнулись на погребение великого князя Сергея Александровича (Романова). Останки представителя царской династии перезахоронили, но и по сей день Ивановская площадь и та земля, на которой сегодня стоит четырнадцатый корпус Кремля, хранит в себе много тайн, способных пролить свет на историю монастырей и помочь ученым избежать такого нелюбимого реставраторами «новодела» в процессе восстановления архитектурных шедевров. Хотя, разумеется, это будет «новодел», сетуют эксперты. Материалы при строительстве придется использовать современные. Однако перед взрывом легендарных построек молодая советская власть все же произвела обмеры зданий. Так что в распоряжении мастеров нашего времени будут чертежи, цифры и даже фотоснимки, важность которых сейчас сложно переоценить. И только после того, как из Кремля уйдут археологи, можно будет создавать рабочий проект реконструкции. Причем пока эксперты рассуждают над тем, надо ли полностью сносить здание четырнадцатого корпуса или же уместно оставить в покое хотя бы его южный фасад. Очень уж красив, признаются члены архитектурного сообщества.
А вот ценности и вещи, которые когда-то хранились в Чудовом и Вознесенском монастырях, вряд ли удастся вернуть на прежние места. Как рассказал Константин Михайлов, часть артефактов удалось спасти. Например, захоронения цариц и великих княгинь перенесли в подземные палаты Архангельского собора. Сейчас останки изучают историки. Ряд иконостасов поместили в Музеи московского Кремля. Однако огромная часть ценных артефактов была попросту уничтожена, и восстановить их теперь уже невозможно. Будут ли сохраненные монастырские ценности возвращены на законные места после завершения строительства, пока неизвестно. Эксперты говорят, что на пути к восстановлению исторической справедливости может встать сложное музейное законодательство.
Но в чем все эксперты сходятся безоговорочно, так это в значимости предложенной Владимиром Путиным идеи. «Это то, о чем многие поколения любителей московской старины не могли даже мечтать», говорят Михайлов и Шумаков, «и многие будущие поколения будут благодарны за восстановление целостного облика Кремля».
Точно такое же, единогласно позитивное, отношение архитекторы выразили и насчет идеи Путина открыть Кремль для горожан и туристов. Люди должны иметь доступ не только к Спасской башне, но и к Никольской, и к кремлевским арсеналам, говорит Константин Михайлов. А Николай Шумаков уверен, что горожанам будет полезно посетить закрытый в настоящее время некрополь, где покоятся останки Юрия Гагарина и Леонида Брежнева. В любом случае, какую бы часть Кремля ни открыли для простых граждан, это положительно скажется на имидже столицы, уверены эксперты.