Как гласит официальный сайт Управления, основной его задачей является «повышение уровня безопасности полетов путем определения причин авиационных происшествий и выработки рекомендаций по безопасности, для предотвращения повторения подобных инцидентов». «Мы не определяем вину какой-либо из сторон или же степень ее ответственности», - подчеркивает главный инспектор Управления Кейт Конради.
История Управления по расследованию авиационных происшествий насчитывает, в общей сложности, более ста лет. Свое начало она берет в Королевском аэроклубе Великобритании, когда в 1910 году его члены решили разобраться в причинах гибели Чарльза Роллса, одного из сооснователей компании Rolls-Royce, чей биплан развалился прямо в воздухе 12 июля 1910 года под Борнмутом. Роллс стал первым британцем, погибшим в авиакатастрофе.
Уже тогда был сформулирован главный постулат деятельности будущих инспекторов — давать рекомендации во избежание будущих катастроф, а не определять виновных.
В феврале 1912 года расследование причин авиакатастроф было передано в компетенцию специального подкомитета, входящего в клуб. Спустя месяц в рамках клуба был учрежден Комитет общественной безопасности и расследования авиационных происшествий.
В 1914 году в Фарнборо был основан Департамент авиационной инспекции, в конце Первой мировой войны перешедший в компетенцию Департамента гражданской авиации. На основе департамента впоследствии и сформировалось Управление по расследованию авиационных происшествий, которое в 1983 году было передано Транспортному департаменту. Нынешнее полное название - Управление по расследованию авиационных происшествий — было утверждено в 1987 году. Изначально эта структура занималась расследованием причин авиакатастроф на территории Великобритании, однако со временем — ввиду того, что у Управления имелась специальная аппаратура для расшифровки «черных ящиков», к британцам стали обращаться и из других стран.
Управление не является структурой, выносящей вердикты, относительно той или иной катастрофы. Специалисты Управления оценивают условия, в которых произошел инцидент, и формулируют рекомендации, чтобы избежать подобного в будущем.
Что же касается сбитого на Украине «Боинга», то, очевидно, и здесь речь идет лишь о предоставлении объективной информации: о чем переговаривался экипаж до и вовремя катастрофы. На основании этих данных соответствующие решения будут принимать уже международные организации, например, ООН или же международные судебные инстанции. Например, именно так произошло в случае с терактом над Локерби в 1988 году, когда был взорван «Боинг 747-100», следовавший из аэропорта Хитроу в Нью-Йорк. Ответственность за этот теракт, напомним, впоследствии взял на себя ливийский лидер Муамар Каддафи. Однако специалисты из AAIB не выносили вердикта относительно вины кого-либо в теракте, а лишь представили объективные данные о причинах крушения авиалайнера. Решение об аресте двух ливийцев, имевших отношение к организации теракта, тогда вынесла полиция шотландской области Дамфрис и Галлоуэй и ФБР. Совбез ООН, в свою очередь, в 1992 году ввел санкции против Ливии.