За «круглым столом» собрались несколько десятков редакторов региональных СМИ. Главная проблема: у всех из-за резкого повышения тарифов «Почты России» на доставку печатной периодики стремительно падает подписка и тиражи. О сложной ситуации в апреле докладывали президенту. Владимир Путин поручил правительству уладить вопрос до 1 июня. Срок исполнения президентских поручений истек, однако проблем не стало меньше. За правительство перед Народным фронтом отчитывался министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров.
«Вы считаете, поручение президента исполнено?» — получил он вопрос в лоб. Никифоров считал, что вполне. Зал с этим был явно не согласен. Редактора региональных СМИ начали перечислять потери. Выходило, что из-за новых тарифов миллионы людей не получают газеты, которые по-прежнему повсеместно остаются важным источником информации.
«На газету, приносящую нам основную прибыль, рост тарифов составил 97%, тиражи упали на 25 %» — привела цифры генеральный директор издательского дома «Крестьянин» Ирина Самохина из Ростова-на-Дону. Предложение сельчанам самим ходить пешком до почты и вручную забирать газету она назвала «социальным цинизмом». От некоторых населенных пунктов почта находится за десять километров. Зал одобрительно аплодировал.
Аплодировал зал и министру на словах «СМИ сами затормозили свою подписку». Но это были хлопки с издевкой. Николай Никифоров предложил искать новые бизнес-модели, оптимизировать расходы, интереснее писать, в конце концов. И даже указал на неожиданный корень бед: дескать, дело в том, что качество журналистского образования оставляет желать лучшего. А тиражи падают каждый год. Там, где читатели любят издания, драматического снижения подписки вообще не происходит, настаивал Никифоров. А в остальных случаях «редактора расслабились». «Прорабатывайте варианты, чтобы не зависеть от госпомощи», — наконец посоветовал министр.
Впрочем, выдержав последовавший за этим выступлением шквал критики и упреков, Никифоров принялся подробно обсуждать каждое предложение. Но на рост тарифов рекомендовал не жаловаться — с этим, на его взгляд, уже ничего не поделать. «А что касается поддержки, то нужно подумать, например, над компромиссными вариантами запрета на рекламу, — заключил министр, имея в виду падение доходов после запрета на рекламу табака, алкоголя и лотерей. — Мы не только рыбу перестали давать, но и удочку подрезали». Под занавес решили осенью провести общероссийское совещание, посвященное проблемам региональных СМИ — подумать, как нам обустроить подписку.
