Начался Конгресс интеллигенции вполне респектабельно. Красивый, при пиджаке, Лев Пономарев — правозащитник, глава движения «За права человека» — встречал гостей: тряс руки, улыбался, женщин прихватывал за талии. Девушкам на регистрации давал указания: если кого из пришедших в пригласительных списках нет, извиняться и мило кокетничать.
Между тем у входа в ЦДЖ несогласные с интеллигентами числом около 10 человек выставили транспаранты — «Конгресс интеллигенции служит конгрессу США» и «Здесь конгресс предателей России». Двойное «с» в слове «конгресс» было записано рунами — намек на фашизм.
— Гляди, колорады! — радовался мужчина в костюме, явно интеллигент.
— Предатель! Фашист! — не лез за словом в карман человек с плакатом и пилоткой на голове. Выяснилось, что корреспондент «МК» знает его по маршу в поддержку народа Украины — тогда он представлялся Вячеславом Петровичем, «работником искусства». В этот раз «МК» он сказал так: «Мне бесконечно симпатичен президент Путин — и как человек, и как политик. При этом мы активно боремся и с некоторыми депутатами-единороссами, и с популистом Медведевым». Кто «мы» — осталось невыясненным.
Лев Пономарев разместился в президиуме вместе с Людмилой Алексеевой, руководительницей Московской Хельсинской группы, и писателем Алексеем Симоновым. Пономарев напомнил, что «Конгресс интеллигенции возник во время аннексии Крыма», в результате которой «российская интеллигенция раскололась надвое». Надо сказать, что организаторы очень старались представить на конгрессе обе части расколотой интеллигенции. Например, пригласили из Ростова-на-Дону публициста-патриота Дениса Гуцко. Тот вежливо постарался занять позицию «над схваткой»: «Неправильно сказать, что пребывающим в этом зале противостоят темные колорадские патриоты. Огромная часть общества дрейфует к кремлевскому полюсу, потому что не видит здесь полутонов. Нужно критиковать и провластных политтехнологов, и заседающих в киевской Раде». В ответ конгрессмены одарили Гуцко жиденькими аплодисментами.
Приглашенный на съезд певец Андрей Макаревич отказался выступать как с речью, так и с песнями. Лидер «Гражданской платформы» Ирина Прохорова тоже не пришла. Мероприятие рисковало стать неинтересным, но тут за окном раздались косноязычные завывания. «Работник искусства» в пилотке, размахивая красным флагом, грянул, дирижируя штандартом: «Не думай, что все пропели, что бури все отгремели. Готовься к великой цели, а слава тебя найдет!» На этой бравурной ноте несколько митингующих просочились в зал и устроили провокацию. Бритый юноша в белой куртке и лаковых туфлях распылил газ. Интеллигенция, не приученная к боевым условиям, дрогнула и потянулась на улицу. «Бактериологическое оружие! Убивают…» — шептала толпа. Пахло действительно так, будто разверзся лаз в преисподнюю.
От прибывших сотрудников полиции закосевшие от запаха интеллигенты требовали возмездия: «Необходимо ввести план-перехват! Немедленно звонить дежурному по Москве! Мы все готовы подписать заявление о преступлении!» Оперативники ссылались на неясность состава преступления: мол, и не хулиганство, и не покушение, а вообще не пойми что. Группа с плакатами клятвенно заверили «МК», что к случившемуся отношения не имеет. «Возможно, это сделали сами либералы, чтобы раздуть информповод вокруг события, — подчеркнул двухметрового размера активист с георгиевской лентой на груди. — Они понимают, что находятся в меньшинстве. Все это устраивается для того, чтобы не сидеть одиноко перед монитором, а видеть своих соратников — пусть их и 50 человек».
Осталось только непонятным, почему газовая атака в ЦДЖ, по мнению полиции, не потянула на хулиганство. Или травить интеллигентов по нынешним временам — не проступок?