Есть одно грубое выражение, которое в приличном переводе звучит примерно так: «Нас имеют, а мы крепчаем», — что подтверждается результатами исследования Фонда развития гражданского общества. Фонд этот зафиксировал неуклонный рост в России социального оптимизма. А фраза в приличном переводе вспомнилась в контексте очередных западных угроз в отношении России. Будут новые санкции или не будут, но им уже придумано название — «скальпельные санкции». Красиво звучит. Вечно брюзжащие эксперты в очередной раз предсказывают, что экономическая ситуация в стране может кардинально ухудшиться. Ситуация может ухудшиться — а социальный оптимизм растет!
Именно из-за этого социального оптимизма принципиально позиция российских властей в случае введения новых санкций не изменится. Возможны тактические нюансы, но в главном она останется прежней. И на мой обывательский взгляд, она довольно проста: вне зоны российского влияния существование Украины невозможно. Поэтому — «Крымнаш», ДНР, ЛНР, Новороссия. Покажется этого мало — мы народ творческий: появятся ХНР, КНР, Малороссия и что угодно еще. И эта позиция государства находит и будет находить поддержку большинства граждан. Причин такой поддержки можно называть множество, но я бы выделил, на мой взгляд, приоритетную: благодаря последним событиям мы получили шанс вернуться в привычную и очень понятную нам среду — среду выживания.
Хватит пальцев на одной руке, чтобы пересчитать, сколько за последние сто с небольшим лет в нашей стране наблюдалось периодов даже не благоденствия, а элементарно спокойного проживания: НЭП, брежневский «застой», путинские тучные годы. В целом же выживание — суть и многовековой образ нашей жизни. Причем среду выживания мы создаем собственными руками. Сначала «до основания» разрушаем, потом пытаемся строить «новый мир», но каждый раз что-то мешает его достроить. Так и живем: разрушаем — строим — разрушаем. Не могу вспомнить хоть одну значимую реформу, которая была бы доведена до конца. Всегда что-то мешало. Отмена крепостного права, земская, столыпинская реформы; главная цель советского народа — строительство коммунизма... Разрушить, чтобы выжить, — своего рода кредо Российского государства. Предполагаю, что в противостоянии с Западом власть учитывает эту нашу особенность.
Много лет назад слышал историю, вполне возможно, мифическую, но от этого она не перестает быть правдоподобной. После победы в войне Уинстон Черчилль смотрел кинохронику обороны Москвы. Декабрь 1941 года. По улице идут дети и едят мороженое. После просмотра Черчилль якобы сказал: «Я теперь понимаю, почему русские выиграли войну». Легенда? Скорее всего. Но ведь пословица «что русскому хорошо, то немцу смерть» тоже родилась не на пустом месте. Наша история дает основания для подобного утверждения.
Угол падения равен углу отражения. Это я к тому, что любые санкции имеют обоюдоострый характер, что, кстати, практически единодушно признают и те самые эксперты. Ухудшение собственного благополучия из-за какой-то России с Украиной в придачу широкой западной публике вряд ли понравится. А когда ей что-то не нравится, правительства уходят в отставку. Очень, знаете ли, изнеженная публика.
Снег выпал — катастрофа. На улице минус пять — катастрофа, нет туалетной бумаги — почти катастрофа. В конце 1980-х годов мне приходилось принимать участие в организации приема американцев в Москве в порядке обмена. Жили они в наших семьях. Все поголовно привезли с собой туалетную бумагу и питьевую воду. Но я не про американцев с их туалетной бумагой, а про нас. Не сомневаюсь, что если бы мои соотечественники оказались в стране, где имеются проблемы с данным предметом гигиены, — они бы не обратили на это особого внимания. Даже в самой бедной стране обязательно есть газеты. Они аккуратно нарезаются и накалываются на гвоздик в сортире. По крайней мере в моей стране еще не так давно дело обстояло именно так. И такое не забывается.
Шутки шутками, но по опыту выживания в современном мире нам нет равных. Значительная часть российских граждан имеет бесценный опыт выживания в 1980–1990-е годы. Если в результате санкций мы окажемся в похожей социально-экономической (подставьте нужное слово), то нам не привыкать.
Обесценится рубль — вновь станем страной миллионеров. Моя зарплата в школе составляла 3 млн рублей в месяц. Пусть это были всего 200 долларов, но как звучит: учитель- миллионер! Если в государственной казне станут кончаться деньги — по традиции вернемся к бартеру, будем получать зарплату трусами, тапочками, гробами и прочей необходимой в жизни продукцией. А потом менять, менять и менять. Сколько сразу сметки, инициативности, изворотливости пробудится в русском человеке! Конечно, все эти качества будут проявляться с учетом технического прогресса, поэтому тут уж социальные сети нам в помощь. У любителей постучать по «клаве» появится смысл в жизни. В режиме онлайн приноровимся масло менять на водку, сахар — на сигареты. Проблемы с продовольствием — это вообще не про нас. У большинства есть свой маленький «кусочек родины», на котором вместо тлетворных западных альпийских горок, газонов и клумб вновь появятся грядки с огурцами, помидорами, луком. По выходным — в лес за грибами и ягодами. Осенью начнем закручивать урожай в припасенные заранее банки, чтобы зимой закусывать самогон хрустящим огурчиком и засоленным груздем. Красота.
Возможные трудности с отдыхом за границей? Так это же просто здорово. Сможем вернуться к здоровому и активному отдыху. Берем палатку — и в поход. В горы, в лес, на речку! Чтобы вечерами после ужина макаронами с тушенкой у костра петь под гитару:
Чтобы жить километрами,
а не квадратными метрами...
И чтоб устать от усталости,
а не от собственной старости...
Пусть на скучном Западе от старости устают.
Безусловно, такое выживание придется по душе не всем на просторах нашей необъятной Родины. Найдутся отщепенцы, которые пожелают «устать от старости». Но таких — явное меньшинство, они пусть уедут, туда им и дорога. У большинства же альтернативы нет.
Если западные политики хоть чуть-чуть понимают ту самую «загадочную русскую душу», то суровых санкций не будет. Если же не понимают, то в результате всего этого Украина останется один на один с Россией, а западные политики будут спасать свои шкуры от своих избирателей. И хотя «братский славянский народ» такой же упертый, как мы, все преимущества на стороне России. Украинцы (не все) хотят приобщиться к европейским ценностям, а нам (не всем) на них «с высокой колокольни» плевать. И пойдет у нас с Украиной борьба за выживание — до победного конца. Ключевое слово в этой фразе — «конец», который, как известно из русского фольклора, всегда подкрадывается незаметно.