Китай намывает гигантские песочные массы на рифы и мели, искусственно увеличивая количество островов архипелага Спратли. Азиатские соперники Китая рассматривают эту его деятельность как попытку наложить руку на все Южно-Китайское море. Новые острова способны выдерживать большие здания, человеческие поселения и разведывательные системы, включая радары. Поэтому китайское «островостроение» вызывает беспокойство Вьетнама, Филиппин и других стран Юго-Восточной Азии, которые тоже претендуют на Спратли. Начиная с апреля месяца Филиппины забрасывают Китай протестами, обвиняя его в превращении двух рифов в острова. В текущем месяце президент Филиппин Бенигно Акино выступил с критикой маневрирования китайских военных кораблей, которые собираются строить еще два искусственных острова на основе рифов.
Игра Китая в Бога, создавшего сушу и моря, нервирует и Вашингтон. Шеф Пентагона Чак Хэйгел обвинил Пекин в «активности по присвоению земель в различных регионах». (Скорее, в создании с последующим присвоением — М.С.). Вашингтон опасается того, что искусственные острова помогут Китаю в установлении более продвинутых систем слежения и станут местами переснаряжения китайских флотов. В перспективе «островостроение» будет служить дальнейшему продвижению Китая в западной части Тихого океана.
Помимо военных целей создание искусственных островов позволит КНР предъявить эксклюзивные претензии на экономические зоны в пределах 200 морских миль от каждого построенного им острова, как это предусматривается Конвенцией ООН о морских законах. Таким образом Китай, создавая искусственные острова, прихватывает еще и 200 морских миль вокруг них. Ловко задумано! Филиппинское правительство протестует против таких «китайских фокусов». Оно считает, что искусственные острова не создают законное основание на хозяйничание в 200-мильной зоне.
Китай, отвечая на критику в его адрес, заявляет, что он строит острова в архипелаге Спратли на законном основании, поскольку этот архипелаг его территория. В прошлом месяце китайский МИД вновь провозгласил, что «Китай обладает бесспорным суверенитетом над островами Нанша». (Нанша — китайское название Спратли — М.С.) Одновременно Китай обвинил Вьетнам и Филиппины в том, что это они строят искусственные острова в китайских в одах в нарушение Декларации о поведении в Южно-Китайском море. (Декларация была подписана в 2002 году Китаем и еще девятью странами Юго-Восточной Азии). Однако декларация сия обязующей силы не имеет, хотя подразумевает запрет создания новых островов.
Начиная с января этого года, Китай строит еще четыре острова величиной от 20 до 40 акров. Они скорее всего будут иметь военное назначение, судя по создающимся на них сооружениям. Но острова будут не только военными базами или буровыми вышками. Они станут навечно китайской территорией! Из этих островов пока-что наиболее развитым является тот, который базируется на Южном Рифе Джонсона, захваченном в 1988 году Китаем у Вьетнама. Во время захвата были убиты 70 вьетнамских солдат и моряков. Ханой продолжает претендовать на суверенитет над всем архипелагом Стратли, потому он считает незаконной деятельность Китая вокруг Южного Рифа Джонсона. Недавно вьетнамский МИД потребовал, чтобы Китай «немедленно прекратил незаконную активность, экспансию и строительство» на этом Рифе. В требовании содержится и ультиматум — вывести с Рифа все китайские корабли и ликвидировать уже построенные базы.
Несколько слов об архипелаге Спратли. Он состоит из сотен рифов, скал, атоллов и песчаных мелей, растянувшихся на 160.000 квадратных миль. Шесть государств претендуют на одни и те же земляные пятачки этого архипелага. Кроме того, Китай и Вьетнам ведут тяжбу из-за Парасельских островов, где стоят до сих пор китайские нефтяные вышки. Острова имеют существенные запасы нефти и газа. Они богаты рыбой.
В прошлом месяце на китайских сайтах появились цифровые изображения, которые показывают «будущее» архипелага. Воспроизведены они и в английской версии «Женьминь жибао». На них мы видим судовые доки, парковки, аэродромы, ангары, взлетно-посадочные дорожки. Власти приписывают все это планам некогда судостроительной компании HDRI в Шанхае, а сама компания отвечает молчанием на запросы прессы.
Отчаявшиеся соперники Пекина решили прибегнуть к пропагандистской показухе. Вьетнамские и филиппинские футболисты провели международный матч на острове Саусвест Кэй 8 июня. Остров этот пока что принадлежит Вьетнаму. По словам Ву Шикуна, президента Национального института по изучению Южно-Китайского моря, футбольный спектакль был затеян с целью «привести в ярость китайский народ». Реакцией китайцев вместо ярости стали насмешки. (Кстати, сам остров был оккупирован вьетнамцами в 1970 годах).
Кристофер Джонсон, главный аналитик по Китаю вашингтонского Центра по стратегическим и международным исследованиям, указывает на следующее обстоятельство. В течение последнего десятилетия главное внимание Пекина было сосредоточено на Тайване. Тем временем Вьетнам и Филиппины шуровали по рифам. Поэтому Китай решил тоже ударить по ним, чтобы напомнить своим соседям кто хозяин в этом регионе. А в перспективе Пекин намеревается создать там гигантскую военно-морскую базу уже в противовес американским ВМС. Эти слова Джонсона подтверждаются многочисленными заявлениями китайских военачальников о необходимости создания флота, который мог бы оперировать за гранью «цепи первичных островов», то есть находящихся близко к материковому Китаю. В их число китайские военачальники включают архипелаг Спратли и Парасельские острова. Во втором эшелоне этой цепи находятся Гуам и другие территории, простирающиеся далеко на восток. По словам австралийского аналитика Тайера, таким образом Китай «подбирается» к Японии и ее островам. «Все это не цепь изолированных инцидентов. Это, скорее, новый генеральный план Пекина. С целью установления своего суверенитета. Это не преходящий феномен. Это, скорее, нечто постоянное, вызывающее нарастающую напряженность, против которой пока-что никто не придумал достойного ответа».
Ну, а как в морях, омывающих берега России? На этот счет в Вашингтоне злорадно шутят: «У России уйма свободных земель — Дальний Восток и Сибирь. Так-что Пекину строить искусственные острова у берегов России нет никакой необходимости». Что ж, как сказано, сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Добрые молодцы, потомки Ермака, вы слышите?!
Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.