На 27 июня назначено подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом Молдавии и Грузии. В тот же день брюссельские чиновники не против обменяться автографами и с представителями Украины, впрочем, с последней все более чем запутанно. Молдавская же сторона как будто твердо решила в следующую пятницу завизировать соглашение, но при этом продолжает диалог с восточным партнером. Пресловутые два стула.
На минувшей неделе в Кишиневе прошли двусторонние консультации вице-премьера, министра экономики Молдавии Валерия Лазэра и российских специалистов, в ходе которой молдавских коллег, предупредили что дружить на два фронта не получится.
"Молдова не сможет сочетать две регуляторные системы: СНГ и ЕС. Ей придется делать какой-то выбор, - заявил РИА "Новости" замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев. - И если он будет в пользу европейской системы, то система СНГ перестанет быть комфортной. Мы эти мысли донесли, но молдавские коллеги говорят, что смогут этого избежать, и обещали нам представить соответствующие подтверждения".
По словам Лихачева, позиция России исключительно прагматична и аполитична: речь идет только об экономических рисках, ведь действующее соглашение о зоне свободной торговли СНГ дает ТС право задействовать механизмы защиты собственного рынка в случае, если одна из стран-участниц Содружества создает зону свободной торговли с третьей стороной. Кроме того, у Молдавии в случае подписания соглашения с ЕС могут возникнуть противоречивые обязательства по таможенному, транспортному регулированию, санитарному и миграционному контролю. Причем наиболее болезненными могут оказаться расхождения именно в области применения санитарных норм и в сфере миграционной политики.
На последнее молдаванам указывают особенно часто. К примеру, вице-премьер Дмитрий Рогозин в прошлом месяце размышлял в беседе с прессой: у нас никто не против трудовых мигрантов, но если дружественная страна "кормится" за наш счет, то хотелось бы, чтобы она давала что-то взамен, а не заводила дружбу с геополитическим конкурентом. И речь в данном случае шла не о ЕС, а о США. Казалось бы, при чем тут они, но: сближение с европейцами создает основу для дальнейшей интеграции - вступления в Евросоюз, а в Евросоюз иначе как через НАТО не вступают. А НАТО и США понятия, грубо говоря, тождественные.
"Есть определенное правило, его знают все натовцы: чтобы вступить в ЕС, необходимо вступить в НАТО. Это правило под молдаван не будет меняться. Поэтому ассоциация с ЕС - это момент, когда Молдавия берется за ручку двери под названием НАТО. Завтра эта дверь откроется", - говорил Рогозин в беседе с "Коммерсантом". И отвечал совсем уж страшное: "Безусловно" - на вопрос, могут ли появиться в Приднестровье "вежливые люди".
Конечно, только в том случае, если в анклаве возникнет угроза физической безопасности российским гражданам и русскоязычному населению. Но ведь именно наличием таковой мотивировали неопознанные вооруженные до зубов солдаты свое появление в Крыму в начале марта. Тем же, защитой интересов восточноукраинского народа, сейчас объясняют свои действия так называемые ополченцы в Донбассе. И как известно, все нынешние события на юго-востоке Украины начинались как раз с планов Киева подписать Соглашение об ассоциации с ЕС прошлой осенью.
Как бы то ни было, Москва продолжает консультации с Кишиневом. В частности, ему предложено провести трехсторонние переговоры с участием представителей ЕС, чтобы проанализировать возможные риски для каждой из сторон в каждой сфере экономической деятельности. Время на это еще есть, и, как показывает газовый спор с Украиной, Россия готова ждать долго. Но все же до определенного момента.