Боевики заняли аэропорт Мосула, телестанцию, офис губернатора и большую часть районов расположенного на севере Ирака города. Исламисты захватили также местную тюрьму и выпустили на волю более тысячи заключенных.
По свидетельствам местных жителей, на улицах видны вооруженные люди, но не среди них не видно представителей правительственных сил.
Судя по всему, Мосул захвачен боевиками группировки «Исламское государство Ирака и Леванта», которая действует также – и весьма активно – на территории Сирии. Черный флаг этой джихадистской группировки поднят над зданиями в захваченном городе.
В сирийской гражданской войне эта группировка сумела в течение короткого времени поставить себя в положение одного из ключевых игроков конфликта. Организация была создана в первые годы войны в Ираке. Будучи тесно связанной с сетью «Аль-Каиды», эта группа была известна также как «Аль-Каида в Ираке». Она была составлена из различных суннитских повстанческих группировок, воеввавших в Ираке против оккупационных и правительственных сил, а также против шиитских военизированных формирований. Тактика группировки заключалась не только в применении обычной партизанской борьбы против оккупационных сил, но и осуществлении кровопролитных террористических актов с участием смертников и применением заминированных автомобилей против своих же соотечественников, в т.ч. и против мирных граждан. Также широко практиковалось похищение экстремистами людей (как иракцев, так и иностранцев), которых казнили с последующей публикацией видеозаписей жестоких расправ над безоружными пленниками в Интернете. В Ираке очаги деятельности этой джихадистской организации расположены главным образом в губернаторствах Аль-Анбар, Нинава, Киркук, Салах-эд-дин, отчасти в Бабиль, Дияла, Багдад. Целью группировки провозглашается установление халифата на территории Ирака и Сирии – а в перспективе и в других странах.
В феврале 2014 г. генеральное командование «Аль-Каиды» выпустило заявление на джихадистских веб-сайтах о том что «Исламское государство Ирака и Леванта» не является ветвью «Аль-Каиды». Члены ИГИЛ приносят присягу лидеру группировки аль-Багдади, называя его «амиром Ирака и страны Шам» (Шам – название Сирии), а не Айману аз-Завахири. Разлад произошел из-за попыток «Исламского государства» подчинить себе другую экстремистскую группировку, «Фронт ан-Нусра», считающуюся официальным сирийским крылом «Аль-Каиды».
События в Мосуле у многих вызывают опасения, что иракское правительство не имеет ни сил, ни желания вести борьбу против боевиков. В то же время премьер Нури аль-Малики обратился к иракцам с призывом записываться в добровольцы, обещая им оружие и снаряжение. Также премьер-министр призвал парламент объявить в стране чрезвычайное положение. «Мы не позволим пасть остальным частям провинции и города Мосул», – заявил в своем телеобращении премьер-министр Ирака.
В ходе боев в Мосуле за последние дни погибли сотни людей, десятки тысяч жителей покинули город – кто на машинах, кто пешком, успев захватить лишь самое необходимое. Некоторые сотрудники полиции, опасаясь расправы, сняли с себя униформу, переоделись в гражданскую одежду и побросали оружие. Люди бегут в сторону Багдада и Курдистана (там местные власти развернули временные лагеря для беженцев).
После свержения в результате американской военной интервенции режима Саддама Хусейна в Ираке разгорелись межобщинные столкновения – в частности, между суннитами и шиитами, которые преобладают в нынешней структуре государственной власти.
Расположенный примерно в 560 км к северо-западу от Багадада Мосул с населением более 1,5 млн. человек преимущественно населен суннитами. В свое время город считался одним из оплотов иракского филиала «Аль-Каиды».
В январе боевики уже захватывали другой иракский город – Фаллуджу, однако захват ими Мосула имеет гораздо большее значение. Мосул это более важный трофей, пишет The Washington Post, – расположенный на стратегическом пересечении дорогой, соединяющих Ирак с Турцией и Сирией.