- Сама глава Счётной палаты Татьяна Голикова в своих выступлениях, в своих отчетах отмечает, что наименее прозрачными являются и наибольшее беспокойство со стороны СП вызывают те направления, которые связаны со вкладами в уставные капиталы, - говорит Дмитриева. - Я как зампред профильного комитета Госдумы, курирующий Счетную Палату, последние два месяца занималась изучением всех отчетов по сектору инноваций — это особые экономические зоны, Сколково и «Роснано». Снова запросила отчет СП по «Роснано», изучала его в течение полутора месяцев, вычерчивала все схемы, которые там описаны.
- В чём суть претензий к «Роснано»?
-Эта проверка СП, сделанная по запросу 90 депутатов Госдумы, проведена очень качественно, материал дает исчерпывающую информацию для работы правоохранительных органов. Огромное количество нарушений выявлено: офшорная регистрация проектных компаний, перевод средств на офшорные компании, сомнительные сделки по внутригрупповым займам, есть признаки преднамеренного банкротства, перевода средств на счета фирм-однодневок, признаки специальной регистрации офшорных компаний для требования возмещения НДС по экспортно-импортным операциям.
Прослеживается формальный документооборот по экспортно-импортным сделкам — покупка и продажа одного и того же, когда товар вряд ли вообще перемещается. Есть сделки, в которых усматриваются элементы заинтересованности аффилированных лиц, например завышенные цены по закупке оборудования у аффилированных лиц. Из 135 млрд инвестиций, которые якобы были привлечены, 80 млрд — это оценка нематериального вклада, который чрезвычайно завышен, а иногда по факту его и вовсе нет, поскольку должным образом не оформлены охранные документы. Всё это есть в отчете СП, я не добавила тут ни слова.
- Но ведь этот отчёт был ещё год назад, почему сейчас актуализируется эта тема?
- Потому что до сих пор не было официальной реакции правоохранительных органов, хотя в декабре было послание президента с требованием по борьбе с офшорами. Я хотела с этой точки зрения ещё раз посмотреть отчёт СП, потому что там сплошная офшорная регистрация.
- Какой реакции вы ожидаете теперь?
- Во всяком случае прокуратура вообще должна взять к рассмотрению еще раз отчет СП и доложить о своих действиях по этому отчету. Это общая проблема — что СП выполняет свои функции, проводит проверки, иногда плановые, иногда по запросу депутатов Госдумы, направляет материалы в правоохранительные органы — но дальше должна следовать работа этих органов. СП справилась со своей функцией, отчет сделан абсолютно профессионально. Но дальше уже работа правоохранительных органов.
- Каковы сроки?
- Прокуратура обычно отвечает в течение месяца, хотя если они будут проводить проверку — это достаточно длительный срок. Но всё равно в течение месяца они должны по крайней мере ответить, какие действия собираются предпринять.
- А почему все ваши вопросы связаны с «Роснано», ведь не только их проверяли?
- Там есть вопросы и по Сколково, и по открытым экономическим зонам, но в основном по целесообразности и эффективности расход бюджетных средств, эффективности самих этих проектов, концептуальные вопросы. А по «Роснано» просто полный букет всего. Мне кажется недопустимым оставить это без внимания.
- Анатолий Чубайс уже высказался в том духе, что это, мол, «наезд» в связи с тем, что вы будете участвовать в выборах губернатора Санкт-Петербурга...
Это наоборот мешает! Я работала над этим запросом последний месяц, не зная, что будут досрочные выборы губернатора Санкт-Петербурга. Запрос был бы отправлен в прокуратуру даже раньше, но поскольку я была в Петербурге, то не могла поставить под документом свою подпись.