«Мы готовы применять точечные санкции и значительные дополнительные ограничения в отношение России, если этого потребует ситуация», - гласит коммюнике. Речь, как и прежде, идет о санкционном давлении на людей, «активно поддерживавших или осуществлявших нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины». «Мы ясно дали понять, что мы хотим продолжить наш трехэтапный подход, – отметила канцлер ФРГ Ангела Меркель. – Поддержка Украины в экономических вопросах, переговоры с Россией, а если по этим вопросам не будет прогресса - тогда остается возможность санкций, более жестких санкций».
Санкций Россия сможет избежать, если пойдет на выполнение ряда условий, обозначенных в заявлении: «Мы призываем Российскую Федерацию признать результаты выборов, завершить отвод своих вооруженных сил от границы с Украиной, остановить поток оружия и боевиков через границу и использовать свое влияние среди вооруженных сепаратистов для того, чтобы они сложили оружие и отказались от насилия».
Заявление, принятое на встрече «семерки», стало логичным продолжением речи президента США Барака Обамы, с которой он выступил ранее в Варшаве, где обвинил Россию в «темной тактике» на востоке Украины. «Наши свободные нации будут едины, так что будущие российские провокации могут означать для России лишь еще большую изоляцию и потери», подчеркнул американский лидер.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Алексей МАКАРКИН, заместитель директора Центра политических технологий:
Заявление G7 – фактически новая «красная линия», которую проводит Запад. Сперва было требование к России не препятствовать проведению президентских выборов на Украине, сейчас выборы уже прошли и возник вопрос о дальнейших действиях. Как я понимаю, основные игроки — США и Германия — договорились о новом формате: поставить Москве дополнительные условия и, если они не будут выполнены, задействовать механизм отраслевых экономических санкций. Однако неясно, насколько западные страны смогут консолидироваться в вопросе о том, выполняет Москва поставленные условия или нет. С предыдущим требованием — относительно выборов президента — было все гораздо понятнее. Выборы могли либо состояться, либо нет. Теперь же ситуация сложнее. У России появились возможности для маневров. И если Запад говорит России о необходимости прекратить поддерживать ДНР и ЛНР, то Москва может ответить, что она и не поддерживала, что представители российских вооруженных сил там отсутствуют. То же самое касается и требования о признании Кремлем результатов выборов на Украине. Что значит признать результаты выборов? Нельзя по этому поводу принять некое постановление парламента... Россия и предыдущие киевские власти вели переговоры по энергетическим вопросам, и они продолжаются и будут продолжаться. И Россия может использовать этот факт как показатель признания ею новой киевской власти.
В данном случае проблема не в словах и заявлениях, а в том, как их будет трактовать Запад. Очевидно, что трактовка будет разная. США могут потребовать реальных уступок от России, а, скажем, часть европейских стран может удовлетвориться просто расширением контактов Москвы и Киева.
Для Запада сейчас приоритетным является вопрос энергообеспечения. Если мы берем политическую сферу, то все западные страны однозначно за Украину, однако в вопросах энергоресурсов ситуация сложнее. Когда на трехсторонних переговорах ЕС, России и Украины украинская сторона стала поднимать вопрос Крыма, представители Еврокомиссии, конечно, сочувствующие Украине, дали понять, что тему эту затрагивать не намерены. Так что здесь у России также есть определенные возможности для маневров.
Алексей МУХИН, генеральный директор Центра политической информации:
Заявления и ультиматумы подобного рода (как заявление G7 - «МК»), это, конечно, не конструктивный путь при выстраивании отношений с Россией. Когда усилия «семерки» сводятся к выстраиванию конфликтных линий между Россией и всем остальным миром, это не делает чести G7. Тем более, что пункты ультиматума, который западные державы выставили, носят локальный характер. И Россия, если пойдет на встречу этому ультиматуму, проявит слабость. За этой ситуацией, конечно, внимательно наблюдают наши оппоненты, и, безусловно, принуждение России к сотрудничеству с киевским режимом, имеющим условную легитимность, будет в дальнейшем интерпретироваться как слабость. Поэтому, надеюсь, российское руководство обратит внимание на подобного рода предложение, но не примет его, поскольку сделано оно в оскорбительной форме.
Есть ли вероятность того, что Россия в ближайшее время вернется к сотрудничеству с «семеркой» в рамках G8?
Дело в том, что так называемая G7 даже выглядит ущербно без России. И здесь не Россия наказана — страны «семерки» в данном случае похожи на унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла. Они и сами даже вынуждены были признать, что отсутствие России в этом формате нелогично и выглядит глупо. Но гордость, видимо, не позволяет странам G7 отозвать свое решение. России в данном случае ни жарко, ни холодно, потому что мы используем создавшуюся ситуацию в свою пользу. Мы развиваем двусторонние контакты со странами, которые нам интересны, и не обращаем внимания на страны, которые нам неинтересны или вызывают раздражение. По сути, у нас оказались развязаны руки, что уже выразилось в форсированном заключении нескольких соглашений, в том числе, и с Китаем. То, к чему стремились в свое время США — создание G2 (США и Китай), – Россия, выйдя из состава G8, реализовала очень быстро.