В НИИ экономики Белоруссии, куда мы обратились за комментарием, в угрозу своего Батьки не очень верят.
— Сегодня утром слушал по радио общение Александра Григорьевича в Минской области, где он говорил о трудовой дисциплине, — сообщил нам один из высокопоставленных сотрудников НИИ. — Думаю, наш президент все выложил на некой эмоциональной волне, ведь дисциплину труда действительно пора повышать. Но до такого, чтобы, как при Сталине, без паспортов и прочего, — дело, конечно, не дойдет…
Дойдет или не дойдет — вилами по воде писано. Судя «по эмоциональной волне» президента, «крепостное право» в республике должно появиться со дня на день, проект указа уже на столе. Как уже сказано, крестьянам-бульбашам запретят менять сферу деятельности и переезжать в город. А если кто нарушит правила, тех будут отлавливать и привлекать к принудительным работам. В тех же самых колхозах и совхозах (откуда они дали деру), но уже на правах штрафбатовцев.
Тут, извините за мрачные исторические параллели, попахивает 1597 годом в России, когда помещики получили право искать беглых крестьян в течение 5 лет (так называемые урочные лета) и возвращать их на свое гумно или в хлев.
Само собой, о помещиках в Белоруссии речи не идет, их и сам Батька терпеть не может. «Крепостным правом» по «высочайшему повелению» поручено оперировать главам областей. «Губернаторы должны приучить крестьян работать очень эффективно». Президент, впрочем, и им пригрозил, посоветовал больше шевелиться, ибо народ, как встревоженный улей, загудит после этого указа, заворчит, что, дескать, только на простых людях гайки закручивают. Нет, губернаторам тоже не поздоровится. В ближайшую неделю вся власть и ответственность за успехи (и провалы) будут спущены на места. А уж президенту только останется снимать с высокопоставленных чиновников стружку.
На встрече в Минской области Лукашенко называл губернаторов удельными князьками, которые любят прикрываться народом. «Мне людей надо кормить» — их любимая отговорка.
— Вы производите то, что спущено по плану, — грозно советовал президент. — А народ накормит тот, кому положено, — явно намекая на себя.
Впрочем, не все эксперты принимают слова Лукашенко всерьез. Пару лет назад, в 2012 г., он так же «укреплял дисциплину» в деревообрабатывающей отрасли — запрещал увольняться работникам предприятий, пока не завершатся действия инвестконтрактов. Но особых драконовских мер не последовало.
— Скорее всего, — считает один из экспертов «МК», — Батька запустил эту утку для того, чтобы отвлечь внимание избирателей от реальных проблем в экономике республики. Это и снижающиеся темпы промпроизводства, и высокая инфляция. С урожаями тоже не всегда получается: то засуха мешает, то дожди. А в прошлом году в Белоруссии из-за африканской чумы вырезали почти половину поголовья свиней.
Впрочем, просочилась информация, что Лукашенко поручился перед Путиным, что полностью возместит России украинский экспорт по сельхозпродукции. А этого товара ни много ни мало на целых 3 млрд долларов. Тут без «крепостного права» не обойтись.
Но если это так, то его отменят года через 2–3, когда ситуация на Украине авось стабилизируется.
Комментарий последнего министра сельского хозяйства СССР Вячеслава ЧЕРНОИВАНОВА:
— Ни в какое «крепостное право» от Лукашенко я не верю, — сообщил нам Вячеслав Иванович. — В ХХI веке никто и нигде не будет вводить ограничения, которые бы мешали развитию сельхозпроизводства…
— Но ведь «навечное закрепление кадров на селе» дает эффект?
— Никогда крепостное право, ограничивающее людей в передвижениях и прочих мотивациях, не способствовало производительности труда. Почитайте-ка лучше историю!