Алексей МАКАРКИН, политолог, вице-президент Центра политических технологий: «Выборы — важнейшее политическое событие, и они, насколько можно судить, состоятся все же почти на всей территории страны. В результате Украина получит легитимную власть, избранную гражданами страны. Вопрос о том, кто избрал и.о. президента Турчинова, потеряет актуальность. Но легитимность нового главы государства откажутся признавать на части юго-востока страны, и проблема Донецка и Луганска никуда не уходит...
К тому же надо помнить, что возможности нового президента по Конституции Украины ограничены. Ему придется все время оглядываться на Раду, и многое зависит от того, какая коалиция там сложится, потому что не факт, что коалиция останется прежней.
Что касается России: в отношениях двух государств вряд ли произойдут большие изменения. Россия относится к выборам очень осторожно и если и признает их, то с большими оговорками. Другое дело, что Москве теперь будет сложнее использовать фактор Януковича, но, с другой стороны, его и так уже по факту не используют: никаких заявлений и пресс-конференций...
Но, кого бы ни выбрали, это будет прозападно ориентированный политик, вынужденный учитывать эмоции и настроения, которые преобладают сейчас в украинском обществе. А значительная часть украинцев воспринимает Россию как угрозу существованию своего государства».
Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии: «Кто победит на этих выборах — более или менее понятно. А характер последующих изменений в развитии ситуации зависит от победителя, от того, насколько он в свою очередь зависит от своих спонсоров, США и Европы, притом что не очень ясно, каковы же, собственно, их планы. Но если бы новый президент был заинтересован в укреплении и сохранении своей власти, он должен был бы в первую очередь прекратить т.н. антитеррористическую операцию на востоке страны и пытаться договориться со всеми, в том числе и с вооруженными людьми, которые руководят самопровозглашенными республиками на востоке страны. Конечно, идеальным результатом этих переговоров была бы автономия, но ясно, что сразу на это в любом случае новый президент пойти не сможет...
Было бы неплохо, если бы ему удалось добиться и некоторого улучшения отношений с Россией, теоретически этого нельзя исключать. Но формально у президента Украины по Конституции не очень много полномочий, к тому же у Порошенко (он скорее всего и станет главой государства) нет своей партии, своей команды, а среди тех, кто его поддерживает, огромное количество националистов и разного рода радикалов. Как ему удастся согласовать разнонаправленные интересы и удержать ситуацию? Трудно сказать...»
Глеб ПАВЛОВСКИЙ, политолог, глава Фонда эффективной политики: «Выборы в любом случае изменят ситуацию, потому что по разным причинам почти все участники кризиса делают на них ставку: одни ставят на тех или иных кандидатов, другие — на срыв выборов. Причем западные страны хотят получить партнера по диалогу, ошибочно думая, что он сможет взять под контроль страну. А киевские власти хотят продемонстрировать свою способность провести эти выборы в столь сложной ситуации, и это, может быть, единственное, что им удастся...
Правительство на Украине в вакууме — общество не готово сплотиться вокруг него, чтобы остановить эскалацию хаоса и насилия. Его сплочению мешает новое разделение общества, возникшее во время событий на Майдане. К тому же Киев ведет прифронтовую политику и настолько явно зависит от Запада, что не выглядит силой. А консолидация возможна только вокруг силы, моральной ли, экономической ли, военной ли — любой. Если бы Киев был силой, повстанцы на юго-востоке были бы достаточно быстро изолированы.
Что касается России: все зависит от того, играет она вдолгую или вкороткую. Если Москва ставит задачи на месяц-два вперед, то успех выборов ей не очень-то нужен, потому что их срыв сохраняет неопределенность и позволяет географически расширять зону влияния. Если же играть вдолгую, то надо думать о выборах в Раду, о создании пророссийской партии, которая даже сегодня может собрать до трети парламента, а это позволило бы России влиять на правительство, потому что полномочия парламента по украинской Конституции очень велики».