Работа над договором о Евразийском экономическом союзе, который с 1 января 2015 года, должен прийти на смену Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана продолжалась без малого год. В результате на свет появился 600 страничный фолиант, состоящий из двух частей - декларативной, где прописаны правовой статус, цели и принципы деятельности будущего союза, и функциональной, которая содержит конкретные обязательства по созданию свободного экономического пространства. По первым параграфам разночтений у партнеров нет - все формулировки давно согласованы. А вот по вопросам свободной торговли компромисса достигнуть не удалось ни в рамках Евразийской экономической комиссии, которая работает над текстом договора, ни на межправительственных встречах, последняя из которых состоялась в апреле в Москве. Главы правительств трех стран радостно улыбались друг другу, но каждый, образно говоря, держал в кармане фигу, не желая уступать. Первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая в Совфеде, признал, что по ряду чувствительных товаров (нефть, нефтепродукты, газ, лекарственные средства, медицинские изделия, алкоголь и табачные изделия) Россия, Белоруссия и Казахстан настолько далеки от взаимопонимания, что урегулирование спорных вопросов лучше вынести за скобки готовящегося к подписанию договора. Но такое решение может быть принято только президентами.
Чтобы на встрече в Минске главы государств не тратили время на перелистывание многостраничного фолианта, все спорные параграфы помечены цветными стикерами, рассказал представитель российской делегации. Для нашей страны главный вопрос - торговля нефтью и нефтепродуктами. Сейчас Белоруссия получает российскую нефть без пошлин, но перечисляет в бюджет РФ так называемую "вывозную пошлину" за выработанные из этой нефти нефтепродукты в размере $ 3,5-4 млрд в год. Естественно, Минск настаивает на отмене этих платежей. "Все должно быть как в одном государстве, - считает Лукашенко, - если мы купили нефть в России по внутренним ценам, то имеем право с ней делать, что хотим и никому за это не платить". Такова, по мнению Батьки, плата за интеграцию: все "знали, на что шли".
Россия в этой ситуации оказывается в довольно сложном положении. С одной стороны, создание Евразийского экономического союза, который Кремлю вообще-то нужен в первую очередь как геополитическая структура, сорвать ни в коем случае нельзя. Напротив, надо продемонстрировать мировому сообществу, что у России есть, что противопоставить санкциям ЕС и США. Другой вопрос: какую цену за эту дружбу придется заплатить? Замминистра финансов Сергей Шаталов недавно оценил потери российского бюджета от отмены торговых квот и других ограничений, на которой настаивают Белоруссия и Казахстан, в $30 млрд ежегодно. Это не просто много, а очень много. Чтобы их компенсировать, правительству придется в экстренном режиме увеличивать НДПИ, что в свою очередь приведет к резкому росту цены на нефть на внутреннем рынке и подорожанию бензина. Эксперты полагают, что в случае, если все выпадающие доходы будут компенсироваться за счет повышения нефтяного НДПИ, топливо может одномоментно подорожать на несколько рублей за литр. В Минфине считают такой сценарий крайне нежелательным и предлагают участникам переговоров "искать другие решения, в том числе политические". На момент подписания номера встреча трех президентов была в самом разгаре, но в российской делегации не сомневались, что компромисс будет достигнут.
"Конечно, идти на уступки в вопросах свободной взаимной торговли придется, - признает один из ее участников, - но лучше, если тарифные и нетарифные ограничения будут сниматься постепенно и частично. К резким шагам российская экономика сейчас не слишком-то готова. Боливар, как говорится, не вынесет троих". Переходный период, по предварительным прогнозам, составит 4-6 лет. И может быть откорректирован после вступления в ЕАЭС Киргизии и Армении (Этот вопрос также обсуждался в четверг в Минске).
Для Казахстана один из болезненных вопросов - отсутствие общего рынка алкогольной продукции. Россия и Беларусь ограничивают доступ казахстанской водки на свои рынки – в частности, Госдума обсуждает законопроект об ограничении ввоза алкоголя из Казахстана до 5 литров на одного человека.
Есть проблемы и с единым рынком труда: тот же российский парламент принял закон, запрещающий водителям с правами других стран оказывать транспортные услуги на территории РФ. Да и вообще с закупкой услуг внутри Таможенного союза - неразбериха. Хотя официально это нигде не прописано, госзаказчики по умолчанию отдают приоритет национальным поставщикам, игнорируя более выгодные предложения конкурентов.
Помимо проблем межгосударственных отношений, Владимир Путин планировал обсудить с президентами Белоруссии и Казахстана ситуацию на Украине и санкции, которые ЕС и США ввели против РФ. Двусторонние встречи были запланированы после официального обеда, ближе к вечеру. Впрочем, позиция Лукашенко и Назарбаева хорошо известна: оба выступают за сохранение единого государства и право Незалежной самой урегулировать конфликты на своей территории.