Напомним: известный оппозиционер с 19 октября 2012 года находится под следствием. По версии следователей Удальцов организовывал массовые беспорядки и лично принимал в них участие. 6 мая 2012 года согласованный митинг оппозиции вылился в масштабные столкновения с полицией. Более 350 демонстрантов были задержаны, на некоторых заведены уголовные дела. В октябре того же года по центральному ТВ был показан «документальный» фильм «Анатомия протеста 2», в котором утверждалось: Удальцов встречался с грузинскими политиками и обсуждал финансирование отечественной оппозиции. За такие прегрешения Удальцову грозит до 10 лет тюрьмы.
Следственные мероприятия завершились еще в июне, после чего адвокатов и самого Удальцова начали знакомить с версией обвинения. В августе домашний арест оппозиционера продлили до 6 октября.
Напомним: следствие уже завершено. Тем не менее, дело с каждым днем принимает новые, замысловатые обороты.
«СК направил в адрес Министерства юстиции запрос. Согласно версии следствия, в СМИ появляются заявления Удальцова, которые передают его адвокаты. По закону оппозиционеру разрешено общаться только с адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов и близкими родственниками», — заявил «МК» адвокат Удальцова Юрий Воловельский. Такая мера пресечения, как домашний арест, существует для того, чтобы обвиняемый не мог скрыться, повлиять на свидетелей и т. д. Именно домашний арест идеально подходит Удальцову, считает следствие: у оппозиционера имеется заграничный паспорт, Сергей участвует в оппозиционных акциях, имеет обширные связи с политиками и правозащитниками. Об этом говорится в судебном решении от 9 февраля 2013 года — в день, когда мера пресечения была изменена с подписки о невыезде на домашний арест.
«Я сейчас готовлю запрос, где объясняю: формально Удальцов ни с кем, кроме адвокатов, не общается. А я уже могу рассказать о точке зрения Сергей кому угодно. В этом нет нарушения закона», — добавляет Воловельский. Самое интересное, в бумаге говорится о неких «политических заявлениях», которые Удальцов распространяет через адвокатов. Правда, не очень понятно, какие лозунги считать политическими, а какие — нет. «Ничего подобного в СМИ не было. Никто не признал заявления Удальцова экстремистскими или какими-то еще. Я как адвокат могу донести мнение Сергея до кого угодно», — резюмирует юрист.
Юрий Воловельский, который, собственно, и обвиняется в нарушениях уголовно-процессуального кодекса, только сегодня начал готовить свой ответ. При всем при этом СК направил запрос в Министерство юстиции 24 июня. Министерство бумагу получило и отправило в Адвокатскую палату Москвы 9 июля, а те получили запрос 17 июля. И только вчера известили юриста — теперь защитник Удальцова должен подготовить ответ, в котором расскажет, почему не считает себя виновным.
Если претензии СК признают правомерными, защитников Удальцова ожидает выговор или лишение адвокатского статуса. Вторая мера значительно затруднит практику для юристов, а также фактически лишит Удальцова защиты.