«История Сноудена плохо отразится на российско-американских отношениях»
Эксперт - «МК»: «Судя по тому, что решение дать Сноудену временное убежище было принято сейчас, российские власти не очень высоко оценивают значимость визита Обамы»
После решения России о предоставлении временного убежища экс-сотруднику ЦРУ США Эдварду Сноудену всерьез встал вопрос о дальнейшей судьбе российско-американских отношений. Тревогу вызывает информация о том, что президент США Барак Обама уже думает об отмене визита на саммит G20 в Петербурге в сентябре этого года — разумеется, в связи с историей «свистуна». «МК» решил узнать мнение эксперта-политолога по этому поводу.
– История со Сноуденом плохо отразится на российско-американских отношениях, потому что только усугубит ситуацию, - считает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН. — Эти отношения сейчас и без того носят весьма проблемный характер, поэтому даже без всей этой истории шансов на улучшение практически нет. Неясно, о чём могли бы говорить наши стороны, а ключевая проблема — отсутствие конструктивного диалога, которого просто нет. При предыдущем президенте, Дмитрии Медведеве, была попытка выстроить эти отношения за счет того, что американцы могли бы поддержать российскую модернизацию, но сейчас это всё ушло в историю... По ключевым пунктам — проблеме противоракетной обороны и связанной с ней проблеме разоружения, проблеме Ближнего Востока — взгляды у нас очень разные и, несмотря на попытки, это не удается исправить. То же касается позиции по поводу демократии и прав человека.
– Всё-таки ситуация вокруг Сноудена — это принципиальный момент в российско-американских отношения или временная трудность?
– Думаю, что принципиальный. Другое дело, что история Сноудена может лишь дать новый импульс — наши отношения уже были настолько сложными и напряженными, что их можно только усугубить. Что же касается решения о предоставлении временного убежища, то его можно оценивать и как ответ на историю со шпионским скандалом 2010 года, когда был знаменитый скандал с участием Анны Чапман и полковника Потеева. Как мы помним, полковника потом осудили в России, но никто не мог представить, что американцы примут к исполнению решение российского суда и экстрадируют его к нам. Так что сейчас, судя по всему, российская власть хочет взять реванш: Сноуден — уже наш человек, и выдавать его мы не будем. Если бы отношения были менее напряженными, можно было бы рассматривать другой вариант — например, потянули бы с предоставлением временного убежища, чтобы не ставить под угрозу визит Обамы на саммит «двадцатки» в Петербурге. К слову, он может его и посетить, просто не ехать после этого с визитом в Москву... Хотя если бы Сноуден находился в Шереметьево, то встреча всё равно была бы испорчена этим фактом, да и от диаметрально противоположных взглядов никуда не деться... И, судя по тому, что решение дать ему временное убежище было принято именно сейчас, российские власти не очень высоко оценивают значимость визита Обамы.