Депутат Мизулина (далее М.) продолжает требовать, чтобы из интернета убрали мат. Мы её одобряем и хотим помочь. Но чтобы лечить болезнь, надо точно поставить диагноз. В частности, понять: это новое заболевание или обострение старого хронического?
Малая родина депутата М. — город Буй. Интересно, какая в этом русском городе самая популярная рифма? Ужасное детство (в поэтическом смысле).
Депутат М. родилась в 1954 году. Выходит, первые 40 или 50 лет прожила без интернета.
Вопрос: когда М. узнала плохие слова — их произношение, правописание и, главное, смысл?
Мы предполагаем, что всё это она узнала в родном городе, в детстве — до появления интернета на планете Земля. И все мы узнали «плохие слова» в детстве, в своих родных городах, в прошлом тысячелетии.
Если так, то почему М. думает, что, очистив интернет, она очистит русский язык — всепроникающий великий и могучий. Впрочем, есть люди, которые и в старости верят, будто ветер — от того, что деревья ветками машут.
В предыдущей заметке на эту тему «Как нас Дума ни прессуй, всё равно получит… «уй!» («МК», 27.07.2013 г.) мы процитировали известную эпиграмму Пушкина:
...Не думав милого обидеть,
Взяла Лаиса микроскоп
И говорит: «Позволь увидеть,
Чем ты меня, мой милый, ».
За минувшие дни депутат М. изучила эту заметку и 30 июля в Госдуме сказала:
— Если есть у Пушкина стихи, в которых употребляется нецензурная лексика, то это всё-таки стихи, адресованные взрослым. Пушкин и другие русские писатели, используя такой художественный приём, очень тонко это вписывали применительно к контексту.
Это очень странное заявление. Тут целый букет. Разберёмся по порядку.
1. «Если есть у Пушкина стихи, в которых употребляется нецензурная лексика…» Что значит «если»?! Выходит, депутат М. слышала, что великий поэт всякое такое написал, но сама не читала Пушкина и поэтому сомневается.
2. «Это всё-таки стихи, адресованные взрослым». Откуда депутатка знает, кому Пушкин «адресовал» стихи? В частности, про микроскоп он написал в 17 лет. С точки зрения Конвенции ООН, он был ребёнком («всякое человеческое существо до 18 лет»).
3. «Используя такой художественный приём». Депутатка признаёт использование мата художественным приёмом. Тут и комментировать нечего, просто явка с повинной.
4. «Писатели очень тонко это вписывали». Неужели с точки зрения М. это «очень тонко»? (Заметим, что во времена Пушкина в угловых скобках было три чёрточки, ибо после буквы «б» следовал «ъ» – твёрдый знак – то есть ещё жёстче.) Как М. определяет: тонко это или толсто? На глазок? У неё же мандатка депутатки, а не диплом филолога.
Но раз она так глубоко погрузилась в русских писателей и художественные приёмы, то мы обращаемся к ней с просьбой: как можно скорее предоставить нам полный список запретных слов.
Может быть, и провокационные рифмы надо запретить. Нельзя будет в печати и в интернете спрашивать «кто-кто?» или «где-где?». Или, например, название её родного города, совпадающее с торчащим из воды устройством, обозначающим опасное место. «Буй» (и город, и прибор) так прочно вписался в бесчисленные русские частушки, что его употребление в конце строки неизбежно тянет за собой непристойную рифму.