Президентские выборы в Грузии, которые состоятся 27 октября, не имеют большого значения. Согласно принятым в 2010 году конституционным изменениям, которые войдут в силу как раз после этих выборов, властные полномочия президента будут существенно ограничены, а фигурой №1 в стране становится премьер. Досрочно отстранить от власти премьера Бидзину Иванишвили не сможет уже никто, кроме самого премьера (он неоднократно заявлял, что не держится за власть).
Хотя оппозиция и заявляет о падении рейтинга правящей коалиции «Грузинская мечта», он остается достаточно высоким (во всяком случае, уж точно выше 50%). А у ЕНД, согласно последнему опросу Национального демократического института США, рейтинг не превышает 10%. Видимо, это те самые 10% населения, которые выиграли от «Мишиных реформ»: сотрудники силовых структур, молодые чиновники, которым партия дала возможность совершить карьерный рывок в очень юном возрасте, и их родственники. При таком раскладе любой, даже не самый популярный кандидат от «мечтателей» просто обречен на победу — пусть и не в первом туре. Даже лучше, если не в первом: меньше будет оснований оспаривать результаты.
До недавнего времени далеко не каждый грузин мог с ходу ответить на вопрос, кто такой Георгий Маргвелашвили, 43-летний экс-министр образования, кандидат философских наук, ставший кандидатом от «Мечты». Его выдвижением «мечтатели» демонстрировали уверенность в собственных силах: голосовать будут не за личность, голосовать будут за курс правящей коалиции. Излишне харизматичный президент Иванишвили явно не нужен.
Давид Бакрадзе, напротив, хорошо известен населению: он постоянно мелькал на телеэкранах в качестве спикера парламента. Но вряд ли сейчас его можно поздравить с выдвижением в кандидаты. Хорошо еще, если он окажется на втором месте, а если на третьем? Не исключено, что реальный рейтинг сторонников Саакашвили еще ниже: проводивший опрос американский институт прошлой осенью предсказывал убедительную победу ЕНД на парламентских выборах.
Население между тем уже «голосует» — яйцами и другими продуктами питания, которыми забрасывали «националов» во всех городах Грузии, в которых проходили праймериз. В Тбилиси в акции протеста участвовали бывшие политзаключенные, которые заявили, что ЕНД вообще не имеет права называться партией, поскольку на самом деле является «преступной организацией». Эта позиция аргументируется сообщениями нового руководства МВД, которое обнаружило уже 17 тысяч незаконных видео- и аудиозаписей, сделанных предшественниками. А что, если хотя бы некоторые из них перед выборами покажут по национальному телевидению? Тогда выборы станут для Бакрадзе политическим харакири.