Инициатором экономической амнистии был уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте Борис Титов. Правда, протолкнуть ее удалось не с первой попытки. 23 мая в Воронеже Владимир Путин заявил, что проект «сырой». В результате доработки количество статей, подпадающих под амнистию, было сокращено с 52 до 27. Вторая редакция Путину по вкусу уже пришлась, поэтому 21 июня на Петербургском экономическом форуме президент амнистию поддержал. Буквально через 11 дней после этого соответствующее постановление приняли и депутаты.
По данным Экспертного совета при Борисе Титове, по чисто экономическим преступлениям было осуждено 110 924 предпринимателя. Но сидят из них, по данным ФСИН, только 17 695 человек, из которых 5211 человек находятся в СИЗО. Ожидается, что из этих 17 695 человек на свободу выйдут только 5—6 тысяч, включая тех, кто находится в следственных изоляторах.
Число освобождаемых из тюрьмы так резко сократилось в связи с тем, что часть статей УК, подпадающих под амнистию, были исключены президентом. Не освободят и тех, кто осужден по нескольким статьям или осужден уже не в первый раз. Поэтому амнистия не затронет Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Не стоит на нее рассчитывать и Алексею Навальному, против которого возбуждено уголовное дело по 160-й статье — Владимир Путин исключил ее из текста постановления. Не коснется амнистия и тех, кто в своей незаконной предпринимательской деятельности прибегал к насилию или угрозам.
Остальные 95 тысяч осужденных — это те, кто находится под судом, против кого возбуждены дела, кто осужден на условные сроки и на кого были наложены только административные штрафы. Таким образом 110 тысяч «экономистов» и набираются.
«Надо обратить внимание на одно условие: если при совершении преступления был нанесен ущерб, то его нужно возместить. И только после этого амнистия будет действовать. Причем ущерб будет возмещаться не только государству — в основном это будет касаться физических и юридических лиц, — отметил Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. — У осужденных есть 6 месяцев, чтобы оплатить ущерб». Именно столько продлится амнистия.
Вообще же под этот акт подпадают такие статьи, как нарушение авторских и смежных прав, мошенничество в сфере кредитования, незаконное предпринимательство, незаконное создание юрлица, незаконная банковская деятельность.
Предпринимательское сообщество видит в экономической амнистии не только акт гуманизма, но и стимул для экономического роста. Когда с осужденных бизнесменов будут сняты все обвинения и аннулированы судимости, они смогут продолжать заниматься своим делом. А это будет способствовать созданию новых рабочих мест, а значит — и ускорению роста экономики. Борис Титов даже заявлял, что амнистия приурочена к тому, что «в нашей стране больше не растет ВВП». Кстати, по его данным, за последние четыре года из-за уголовных преследований предпринимателей были закрыты 2 млн рабочих мест.
Впрочем, в этом сильно сомневаются депутаты от ЛДПР и КПРФ. В КПРФ не видят ни одного весомого аргумента в пользу амнистии. Коммунисты указывают на то, что в тексте постановления и его пояснительной записке официально не сказано, к чему приурочен акт гуманизма.
Лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский же вовсе потребовал исключить из текста амнистии 159-ю статью «мошенничество» (хотя под амнистию подпадают только два ее пункта — 159.1 «мошенничество в сфере кредитования» и 159.4 «мошенничество в сфере предпринимательской деятельности»).
Также Жириновский требовал, чтобы амнистированных предпринимателей отправляли жить на Дальний Восток, поскольку «здесь они слишком быстро обогатились и здесь у них появится желание обогащаться». Впрочем, поправки ЛДПР были отклонены.
МЕЖДУ ТЕМ
КПРФ решила вынести вотум недоверия Правительству РФ из-за закона о реформе РАН. Для того чтобы Госдума провела заседание по этому вопросу, нужно 90 депутатских подписей (во фракции КПРФ — 92 человека). «Процедура только началась. Пока сложно сказать, сколько подписей уже есть, но думаю, что в течение недели все 90 подписей у нас уже будут. Нам спешить некуда, — сказал «МК» пресс-секретарь первого вице-спикера Госдумы от КПРФ Ивана Мельникова Павел Щербаков. — Собранные подписи и четкое мотивированное заключение со всеми претензиями, выдвигаемыми к правительству, будут вноситься в Совет Думы. Несмотря на то что у депутатов 5 июля начинаются каникулы, они, согласно регламенту, должны собраться в течение недели на специальное заседание».
Эксперты «МК»:
Владимир Минеев, адвокат Московскай городской коллегии адвокатов PATRONUS "Минеев и партнеры":
Законопроект предусматривает ограниченный перечь уголовных статей, на которые предполагается распространить амнистию. В этот перечень попадают преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина и преступления в сфере экономики.
С учетом того, что амнистия будет распространяться на лиц совершивших преступление впервые, социально неопасные составы, но и самым главным обязательным условием будет возврат имущества или причиненных убытков потерпевшим, считаю амнистию оправданным шагом государства.
Понятно, что лицо совершило преступление и должно нести за это уголовную ответственность, но в сложившейся экономической ситуации, можно дать второй шанс осужденным. И поскольку судимость с амнистированных будет снята, возвращение к законной деятельности будет иметь экономическую пользу для страны. Главное, чтобы амнистия оправдала свою цель и не воспринималась другими гражданами как стимулятор к совершению преступлений.
Алексей Евтеев,президент BR Group-Ruβland:
Зарубежные компании воспринимают возможность амнистии как некую экономическую разрядку и положительным сигналом для иностранных инвесторов. Если в действиях осужденных были какие-либо экономические преступления, и вину свою они искупили, то никакой угрозы для общества они уже не представляют.