МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Дорогая, я уменьшил премьера

Что не так с экономической командой Путина

Массовый всплеск интереса к творчеству баснописца Ивана Крылова вызывали произошедшие на этой неделе перестановки в экономической команде Владимира Путина. « А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» - мало кто удержался от искушения выступить в роли всезнающего « соловья» и поехидничать над «круговоротом чиновников» в треугольнике Кремль - Центральный банк — правительство.

Владимир Путин Фото: Наталия Губернаторова

А вот с моей точки зрения это был «смех ради смеха». И новый глава ЦБ Эльвира Набиуллина, и новый помощник ВВП по экономике Андрей Белоусов, и новый министр экономического развития Алексей Улюкаев - все это люди очень уважаемые и компетентные.

Назовите меня человеком с заниженной планкой ожиданий. Но ситуация в российской экономике вновь перестает укладываться в формулу «денег у нас завались. Не парься, братан!» И я искренне рад, что на фоне появления «грозовых туч» новые назначения на ключевые экономические должности в стране получают пусть не новые, но вполне надежные лица.

Есть и еще одна веская причина не изобретать «искусственные» поводы для нападок на экономическую команду российской власти. Давайте смотреть не по верхам. В этом случае в правительстве в широком смысле этого слова можно с легкостью найти множество реальных, а не мнимых управленческих диспропорций и слабых мест.

Вот, например, о чем в последнее время все активнее говорят вполголоса — даже в кругах, которые вполне лояльны премьеру Дмитрию Медведеву. Вице- премьер и правая рука Медведева Аркадий Дворкович — один из самых блестящих экономистов, какие есть в структурах российской власти. Но экономисты бывают разные. Есть экономисты — хорошие управленцы. А есть экономисты, которым близка роль советника и эксперта.

Аркадий Дворкович — яркий представитель второй категории. Хорошо знающие Дворковича люди даже на полном серьезе утверждают: несравненно более эффективным вице-премьером, чем сам Аркадий Владимирович, была бы его жена Зумруд Рустамова.

Работавшая некогда заместителем министра государственного имущества РФ Зумруд Рустамова известна как очень компетентный и рукастый управленец. В свою бытность в министерстве важные совещания она проводила буквально за полчаса. И это были не формальные посиделки. Каждый чиновник выходил с них с четким пониманием, что именно нужно делать.

Но вышло так, что Зумруд Рустамова работает в бизнесе, а ее муж работает заместителем премьера. И не просто заместителем, а заместителем с совершенно необъятной сферой ответственности. Сравним работавший до 2012 года кабинет премьера Путина и нынешний кабинет премьера Медведева.

У ВВП был заместитель по топливно-энергетическому комплексу — Игорь Сечин. Еще один заместитель — Сергей Иванов — занимался транспортом и связью. Наконец, первый вице-премьер Виктор Зубков курировал сельское хозяйство. А кто заменил этих троих в правительстве Медведева? Правильно. Всего лишь один не очень приспособленный к работе управленца Аркадий Владимирович Дворкович. Стоит ли удивляться, что наш уважаемый кабинет министров постоянно ничего не успевает?

Но при всей важности «казуса Дворковича» это все равно частность. А у нынешнего правительства есть и системная проблема. Как вы думаете: какая работа важнее, почетнее и престижнее - «министра» или «помощника»? Министра, говорите? Понимаю вашу логику. Но почему же тогда переход Андрея Белоусова с должности министра экономического развития на пост помощника президента воспринимается всеми чиновниками как безусловное повышение? Почему его сравнивают с человеком, который вовремя спрыгнул с подножки обреченного поезда?

В штампованной фразе советских времен «партия и правительство» правительство не случайно было на втором месте. За исключением периодов, когда Сталин и Хрущев рулили страной из кресла председателя Совета министров, правительство всегда было подчиненным органом по отношению к ЦК КПСС.

Владимир Путин эту тенденцию «расширил и углубил». Только первый премьер времен путинского президентства Михаил Касьянов мог позволить себе такую роскошь, как относительная самостоятельность в суждениях и действиях. В конце пребывания Касьянова в Белом доме ВВП решил: премьер замыслил измену ( в прямом смысле слова — главу правительства подозревали в подготовке свержения Путина).

И с тех пор в кресле премьера красовался либо сам ВВП, либо лица, чья безграничная лояльность президента более чем компенсировалась их безграничной бесцветностью. Вы спросите: а как же Медведев? Отвечаю. С моей точки зрения, Медведев сейчас подвергается процессу, который я для себя называю «фрадковизацией».

За время своего пребывания в должности президента РФ Дмитрий Анатольевич привык считать себя политиком если не вселенского, то уж точно общемирового масштаба. Но Путину в кресле премьера нужен не «мистер амбиция», а очередной клон милейшего и тишайшего Михаила Ефимовича Фрадкова. Помните такого политика, который числился вторым человеком государства в 2004-07 годах? Поэтому, взяв за образец опыт героя американского фильма « Дорогая, я уменьшил детей», обитатели Кремля сейчас разными способами «уменьшают» Медведева.

Разборки бывших «тандемократов» - это, конечно, прежде всего их личное дело. Но есть нюанс. В российских — да и не только российских — условиях авторитет организации часто зависит от авторитета начальника этой организации. А какой может быть авторитет у правительства как организации, если каждый политический игрок знает: будешь чересчур почтительно слушать премьера, получишь по шапке от президента?

На это можно возразить: допустим, у правительства, которое сидит в Белом доме, авторитета нет. Но у «правительства», которое сидит в чертогах Администрации президента на Старой площади, авторитет есть. И в чем тогда проблема? Нет никакой проблемы. Какая разница, как официально называется « правительство» - администрацией президента, малым советом народных комиссаров или Собственной Его Императорского Величества Канцелярией? Главное, чтобы оно дело делало!

Увы, но проблема все же есть. Знаете, в чем заключается принципиальная разница между министром и даже самым крупным кремлевским чиновником? Я сам до недавнего времени не знал. Но я недавно я разговаривал с очень влиятельным человеком из кремлевской свиты ВВП. И у него вдруг вырвалось: «Я просто не представляю, как люди работают министрами! Это же такая ответственность!»

После этого у меня в голове все встало на свои места. Я даже было собрался, подобно Архимеду, плюхнутся в ванну и выпрыгнуть из нее с криком « Эврика!» Ну не может Администрация президента подменить собой правительство в сфере управления экономикой. Нынешняя попытка это сделать привела к тому, что в Кремле власть без ответственности, а в Белом доме — ответственность без власти. А экономический рост - «растение хрупкое». В таких «неблагоприятных управленческих условиях» оно не живет.

Алексей Улюкаев. Поэт и гражданин. И новый глава Минэкономразвития

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах