Из Гонконга, где он выступил со своими сенсационными разоблачениями, бывший подрядчик Агентства национальной безопасности США прилетел в Москву рейсом Аэрофлота. Там, как сообщают американские СМИ, его прямо с борта самолета проводили в автомобиль с дипломатическими номерами, который доставил его в отель в аэропорту Шереметьево. В отеле, по всей видимости, состоялась встреча американского ренегата с послом Эквадора в РФ Патрисио Чавесом, т.к. посол говорил журналистам о предстоящей встрече с Эдвардом Сноуденом и Сарой Харрисон, представительницей Wikileaks, доверенным лицом Джулиана Ассанжа.
Из Москвы, по сообщению информагентства Reuters, Сноуден направляется в Гавану – рейс вылетает из Шереметьево в понедельник в 14.15 по московскому времени. А уже оттуда Сноудена с почестями доставят в Эквадор – страну, которая является союзником Кубы, Венесуэлы, Никарагуа, Боливии и других левосоциалистических режимов Латинской Америки по «антиимпериалистической борьбе». Министр иностранных дел Эквадора Рикардо Патино подтвердил, что эквадорское правительство получило от Сноудена просьбу об убежище.
В США расценили побег Сноудена из Китая (а Гонконг, несмотря на его автономию, является частью КНР) через Россию как пощечину, полученную Обамой от его партнеров в Пекине и Москве. Эта пощечина прозвучала особенно звонко из-за того, что лидеры КНР и РФ совсем недавно встречались с президентом США и вроде как вели с ним разговор об улучшении взаимопонимания и прочих благих пожеланиях.
Сенатор-демократ от штата Нью-Йорк Чарльз Шумер высказал точку зрения, что российский президент, вероятно, знал о маршруте Сноудена и дал добро на его транзит через Москву. «Путин, – сказал сенатор, – так и рвется ткнуть пальцем в глаз Америке – идет ли речь о Сирии, Иране или сейчас о Сноудене». Он предсказал, что этот эпизод будет иметь «серьезные последствия» для двусторонних отношений России и США. Что касается Китая, то, по мнению Шумера, просматривается «рука Пекина» в решении Гонконга выпустить Сноудена вместо того, чтобы арестовать его и выдать американским властям в соответствии с полученным запросом.
У Гонконга есть соглашение с США об экстрадиции, но представитель правительства этой бывшей британской колонии, которая вошла в состав КНР в 1997 году, сообщил, что запрос американской стороны не полностью удовлетворял юридическим требованиям и поэтому Сноудену разрешили уехать. Министерство юстиции США категорически это отрицает: по словам представителя минюста, гонконгская сторона ни звука не сказала о том, что в запросе о выдаче Сноудена чего-то не хватает.
Госдепартамент США аннулировал паспорт Эдварда Сноудена (что не означает лишения гражданства, но означает лишение возможности путешествовать), однако это вряд ли помешает другу врагов Америки добраться до места назначения. Которое, как отмечает английская газета Daily Mail, как-то плохо соответствует правозащитным устремлениям Сноудена: Эквадор славится грубыми нарушениями прав человека, репрессиями против участников протестных выступлений и жестокостью полиции.
Тем временем в США продолжается «разбор полета» в спецслужбах, сотрудником которых – и штатным, и контрактным – в прошлом был изменник-разоблачитель. Глава Агентства национальной безопасности генерал Кит Александер затрудняется объяснить, как Сноудену удалось заполучить секреты, к которым он не должен был иметь доступа, и вывезти их с Гавайев, где он работал в отделении АНБ, в Гонконг. По словам генерала, сейчас идет процесс усиления контроля за такими, как Сноуден, системными администраторами и прочими компьютерщиками. Меняются не только пароли в системах, но и процедуры работы.
...Во время совместной пресс-конференции Обамы и Путина после их недавней встречи лидеры обеих стран, как отмечала телекомпания CNN, «выглядели напряженными и неулыбчивыми». После эпизода с побегом Сноудена через Москву поводов для улыбок стало еще меньше.
Информатор Эдвард Сноуден: "Меня могут убрать ЦРУ или мафия"
УСПЕШНЫЙ СЦЕНАРИЙ А-ЛЯ ЭКВАДОР
«МК» получил комментарий у главы Центра расследовательской журналистики в Лондоне, ближайшего друга редактора WikiLeaks Джулиана Ассанжа Гэвина МакФайдена.
«Безусловно, будущее Сноудена будет тяжелым и чрезвычайно затруднительным, — заявил «МК» МакФайден. — США будут использовать весь свой дипломатический вес против него, и понятно, что сейчас он ищет любую достаточно сильную юрисдикцию, которая сможет обеспечить ему безопасность. Кроме того, я сильно сомневаюсь, что Сноуден будет молчать. Что касается Эквадора, эта страна в свое время предложила Ассанжу поддержку и спасла его от принудительной выдачи и экстрадиции в Штаты, и этот ход стал одним из наиболее успешных сценариев для других новых осведомителей».
Также МакФайден выдвинул предположение, что бывший американский «разведчик» может принять и помощь от России, если наша страна решит ее оказать: «Мне кажется, что Сноуден примет все предложения насчет безопасности и политического убежища».
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Генерал-майор Службы внешней разведки в отставке, бывший руководитель центра общественных связей СВР Юрий КОБАЛАДЗЕ:
— У США есть право преследовать человека, который нанес стране большой ущерб. По американским законам и по вообще законам любых спецслужб, он совершил преступление, разгласив информацию, которая не подлежала разглашению. И думаю, что у него теперь будет достаточно сложная жизнь, поскольку американцы его будут, конечно же, преследовать. Не случайно он так долго выбирал страну пребывания. Насколько я понимаю, он выбрал ту, у которой нет соглашения с США о выдаче, но ездить и путешествовать ему теперь будет крайне сложно.
Относительно организации этого перелета: я не думаю, что для этого потребовалось вмешательство спецслужб. Вопрос мог быть решен с помощью обычных дипломатических каналов. Однако, думаю, представители спецслужб разговор со Сноуденом все-таки имели, чтобы выяснить: что, как и почему? Не более того.
Что касается вопроса, отразится ли эта ситуация на взаимоотношениях России и США, то я бы сказал так: сейчас отношения наших стран в принципе находятся не в лучшем состоянии. Я не думаю, что американцы станут особо раздувать это дело, поскольку Сноуден ведь не остается в России. Он лишь использовал ее как промежуточный пункт посадки. И, насколько я понимаю, никакого официального запроса на его арест со стороны Интерпола нет. Поэтому тут можно говорить лишь о доброй воле. Если бы наши отношения с США были сейчас значительно лучше — находились бы на высшей точке, то Россия оказалась бы в весьма деликатной ситуации. В данном случае со Сноуденом наверняка договорились, что долго он у нас не задержится и перелетит в третью страну. В принципе, трудно представить, чтобы он мог остаться в России. Это стало бы постоянным раздражителем в наших отношениях с американцами.