Тяжба началась в пятницу Гагаринским райсудом Москвы. Руководитель правового департамента фонда Николай Аверченко рассказал судье Ирине Ачамович, что договор о прочтении цикла из 10 лекций по инновационной тематике был заключен с Пономаревым 1 июля 2011 года. А уже 1 ноября 2011 года был подписан итоговый акт о проведении десяти выступлений - то есть на тот момент заказчиков все устраивало. Теперь же Аверченко считает, что акт был подписан сколковцами "под влиянием заблуждения". Он не стал скрывать, что "заблуждение" обнаружилось только после того, как 1 апреля этого года ("знаменательная дата", саркастически заметил Пономарев) Следственный комитет заинтересовался подозрительно дорогими выступлениями депутата.
После этого фонд провел проверку и решил, что Пономарев халтурил - читал мало и не то, что надо. За оказанные услуги "Сколково" заплатило парламентарию 9 миллионов рублей - то есть около 300 тысяч "зеленых". При этом фонд настаивает на том, что предметом договора был "цикл лекций", а обязательства являются "неделимыми". То есть хотя бы одна ошибка Пономарева - повод для возвращения всей суммы.
Аверченко зачитал список всех десяти лекций - в Томске, Новосибирске, одна в Америке, несколько в Москве на различных форумах. И каждый раз фонд считал, что факт проведения лекций не доказан. Ссылки Пономарева на заметки в разных интернет-источниках истцов не устраивали - забавная деталь, ведь речь идет об инновационном фонде, где все должно делаться именно с помощью электронных технологий. А еще фонд счел, что тематика лекций не соответствовала договору - и это при том, что сам Аверченко пояснил судье: тематика, время и место каждого выступления согласовывались устно за две недели. В результате ни одна из десяти лекций фонд не устроила. Пономарев слушал претензии бывших заказчиков сначала молча, с каменным лицом. Но когда Аверченко упомянул, что депутат на лекции в Общественной палате позволил себе некое грубое высказывание, порочащее деловую репутацию "Сколкова", парламентарий не выдержал - рассмеялся в бороду и ощутимо расслабился: снял пиджак, повесил его на спинку стула.
В договоре зафиксировано, что факт проведения лекций фиксируется в акте приемки-передачи, претензий в течение 10 дней фонд ко мне не предъявлял, - заявил Пономарев. - А на интернет-сайте фонда "Сколково" указано, что самый большой приток резидентов в фонд был во второй половине 2011 - начале 2012 года, в тех регионах, где я читал лекции.
К тому же у президента "Сколкова" Виктора Вексельберга никаких претензий к парламентарию не было - пока об этом не начала писать пресса. В чем же причина скандала? На процессе об этом не говорили, но ранее сообщалось, что вице-президент "Сколкова" Алексей Бельтюков показал: выплату крупных гонораров Пономареву санкционировал якобы бывший вице-премьер Вячеслав Сурков. А ведь Пономарев в 2011 году был одним из лидеров и организатором митингов на Болотной площади! Даже школьник способен из этих составляющих выстроить конспирологический сюжет о том, как Сурков финансировал "оранжевую революцию". В конце мая появилась информация о том, что "политическая отмашка" на раскрутку этой версии есть: Виктор Вексельберг якобы был допрошен и дал показания против Суркова.
Если это так, то лекции Пономарева - лишь часть большой политической игры с максимальными ставками.
Следующее заседание суда назначено на 25 июня в связи с тем, что судье понадобилось дополнительное изучение документов.
Смотрите видео «Лекция, как улика для суда: депутат Пономарев о "Сколково", распиле бабла и еврейских колхозах»