Задержание – это еще не арест. Решение об аресте принимает суд. А суды в Грузии до сих пор находятся под контролем прежней власти. Во времена, когда Мерабишвили возглавлял МВД, эти суды, не моргнув глазом, принимали решения об арестах людей, обвиняемых в краже мобильника или зажигалки. Однако теперь, когда прокуратура предъявляет бывшим высокопоставленным чиновникам обвинения в многомиллионных хищениях, эти же суды выпускают их на свободу под символический залог. Пока из чиновников Саакашвили, в отношении которых возбуждены уголовные дела, в тюрьме находится только экс-министр МВД Бачо Ахалая. Как рассказал в эксклюзивном интервью МК главный прокурор Грузии Арчил Кбилашвили, когда прокуратура предъявила обвинения действующему мэру Тбилиси Гиги Угулава, она требовала отстранить его от должности и назначить залог в 1 миллион лари. «Но суд его вообще освободил от каких-либо обязательств и залога и не отстранил от должности. То есть Угулава оставили вообще без какой-либо меры пресечения. – сообщил Кбилашвили. - Мы думаем, что это политически мотивированное решение». Так что не исключено, что «политически мотивированный суд» и на этот раз оставит требования прокуратуры без удовлетворения, и «железный Вано» вскоре выйдет на свободу.
Однако даже в этом случае по мифу о всемогуществе и неуязвимости этого человека будет нанесен очередной удар. А значит, грузинский народ сделает еще один шаг по пути освобождения от всеобъемлющего чувства страха, во власти которого он находился несколько последних лет. Мерабишвили в бытность его главой МВД удалось создать систему практически тотального контроля за частной жизнью граждан. Как рассказал МК главный прокурор Арчил Кбилашвили, «Все были уверены, что их все время подслушивают, записывают, что они постоянно под контролем. Почти каждый день по телевизору демонстрировали очередную запись какой-то беседы оппозиционеров, сделанную спецслужбами».
Вероятно, именно это – незаконное вторжение в частную жизнь граждан, преследование оппозиции, фабрикация политически мотивированных уголовных дел – и должно по идее стать главным обвинением против Мерабишвили. Но пока ему предъявлены обвинения по трем статьям. Первое обвинение связано с фиктивным оформлением на работу во время предвыборной кампании прошлого года активистов ЕНД (Единое национальное движение – партия сторонников Саакашвили). Эти люди были оформлены на работу по учету безработных, но реально ее не выполняли, а занимались предвыборной агитацией. Тем не менее за это они получили из госбюджета в виде зарплат более 5 миллионов лари, или примерно 3 миллиона долларов. Это преступление, как считает прокуратура, Мерабишвили совершил совместно с тогдашним министром труда, здравоохранения и социальной защиты, нынешним губернатором Кахетии, Зурабом Чиаберашвили (который также задержан).
Второй эпизод касается присвоения Мерабишвили дачи в селе Квариати (в Аджарии на берегу моря), которую, как полагает следствие, он отобрал путем запугивания.
Кроме того, как заявил окружной прокурор Западной Грузии Илья Джалагания, в ближайшее время генсеку ЕНД будут предъявлены новые обвинения. По его словам, фактически завершено следствие еще по двум эпизодам: первый связан с жестоким разгоном митинга оппозиции 26 мая 2011 года, в результате которого погибли двое людей. Второй эпизод касается громкого дела об убийстве в 2006 году служащего «Национального банка Грузии» Сандро Гиргвлиани. Напомним, что Гиргвлиани был убит после ссоры в баре с высокопоставленными сотрудниками МВД, среди которых была и супруга Мерабишвили Тако Салакая. По мнению прокуратуры, тогдашний министр МВД Мерабишвили помешал объективному расследованию этого дела.
Генсек ЕНД и губернатор Кахетии были задержаны в Кутаиси после допроса в краевой прокуратуре Западной Грузии. Вано Мерабишвили считается ближайшим соратником президента Саакашвили и главной опорой его режима. Предполагалось, что именно он станет преемником Саакашвили и кандидатом в президенты от ЕНД на предстоящих осенью выборах. По свидетельству известного грузинского политического деятеля Петре Мамрадзе, Мерабишвили с первых дней после «революции роз» входил в состав узкого круга приближенных Саакашвили из трех человек, который осуществлял реальную власть в стране. Эта «тройка», которую называли «ночным правительством», собиралась у президента поздно ночью и принимала все важные решения, о которых даже премьер-министр зачастую не был проинформирован. За годы руководства спецслужбами Мерабишвили наверняка собрал огромную базу компромата на кого только можно. Ему до сих пор подчиняется пул пропагандистов в грузинских и зарубежных СМИ, которые сейчас заняты оплевыванием всех начинаний правительства Иванишвили.
Нейтрализация такого человека стала бы безусловным успехом новой власти. По плечу ли ей такая задача, скоро узнаем.