Приватизация госактивов в этом году явно идёт не по плану. Даже глава Росимущества Ольга Дергунова ранее заявляла, что в правительстве продолжается дискуссия о способах приватизации и об использовании вырученных средств. Из-за этого и не состоялась приватизация нескольких крупных госкомпаний на московской бирже в нынешнее весеннее «окно», хотя это и планировалась.
На коллегии же Минэкономразвития премьер заявил, что приватизировать необходимо. «Мы и дальше будем сокращать неоправданное присутствие государства в экономике, избыточную госсобственность. Расширять пространство для частной инициативы», - объявил Дмитрий Медведев.
Вот только большинство компаний не торопятся приватизироваться. Государство ранее объявляло, что продажа госимущества продлится до 2016 года, и, кажется, что большинство активов приватизируют только в самом конце назначенного срока. Дело в том, что многие госкомпании ожидают «улучшения экономической конъюнктуры». Впрочем, Медведев «пожурил» за бездеятельность руководство госкомпаний.
«Нельзя бесконечно оправдывать отказ от приватизации тех или иных объектов ссылками на то, что конъюнктура плохая. Хорошей конъюнктуры вообще никогда не бывает. Всегда будут говорить, что через год - через два сложатся совершенно другие условия, тогда можно будет и продать что-то. Но тогда мы вообще ничего не сможем приватизировать», - заметил Медведев.
Также не понятно, когда федеральный бюджет начнёт получать средства от продажи госактивов полностью. Так, в этом году планировалось направить в казну от приватизации 427 млрд. рублей, однако бюджет получит только 60 млрд. Замминистра финансов Татьяна Нестеренко объяснила это тем, что приватизация некоторых компаний проводится через их докапитализацию, а не продажу госпакета акций.
Таким образом, 367 млрд. рублей от нефтегазовых доходов будут направлены не в Резервный фонд, а в бюджет, чтобы покрыть недополученные доходы от приватизации (всего объем нефтегазовых доходов в 2013 году прогнозируется на уровне 516 млрд. рублей). В «подушку безопасности» же пойдут лишь 149 млрд., в результате чего она будет наполняться медленнее. А из-за этого лишний раз страдает развитие нашей инфраструктуры, ведь после наполнения Резервного фонда до уровня 7% ВВП планируется нефтегазовые доходы направлять именно на инфраструктурные проекты.