Оказалось – очень скоро. Уже примерно в 9 часов вечера того же дня американские и мировые СМИ сообщили: младший из братьев Царнаевых арестован, блокада снята, граждане могут выходить на улицы и ехать, куда хотят. Они вышли и продемонстрировали бурное ликование, долго аплодируя (редкий случай) правоохранительным органам. Лишь пара дней потребовалась ФБР и другим блюстителям порядка, участвовавшим в беспрецедентной по своим масштабам операции, чтобы выявить злоумышленников, найти их, ликвидировать одного и арестовать другого. Мо-лод-цы!
По имеющимся на данный момент данным, Джохар Царнаев в течение всего дня прятался во дворе частного дома в Уотертауне – одном из пригородов Бостона, который весь день прочесывала полиция. Хозяин увидел следы крови на катере, который хранился во дворе, приподнял брезент, обнаружил внутри человека и позвонил в полицию. Вскоре на Франклин-стрит прибыли мощные силы правопорядка, началась перестрелка, зазвучали взрывы (возможно, полиция применила контузящие гранаты), к катеру пополз робот, а над домом повис вертолет с теплоискателем, подтвердившим наличие внутри катера живого тела. Вскоре после этого от дома отъехала карета скорой помощи, а мэр Бостона Том Менино отправил через Твиттер короткое послание: «Мы его взяли!»
Днем раньше – в четверг вечером – братья Царнаевы, уходя от погони в угнанном внедорожнике «Мерседес», яростно отстреливались (с обеих сторон было сделано примерно 200 выстрелов) и бросали в полицейских самодельные бомбы. 26-летний Тамерлан Царнаев был убит, а его 19-летнему брату удалось скрыться. Один из участвовавших в преследовании полицейских получил тяжелое ранение. Чуть раньше в тот же день от руки террористов погиб блюститель порядка из полицейского подразделения Массачусеттского института технологии.
Постепенно становятся известны различные факты о братьях Царнаевых. Старший был женат, у него осталась трехлетняя дочь. Американская семья жены террориста, Кэтерин Расселл (которая, к слову, ради мужа обратилась в ислам), издала заявление для прессы, в котором говорится, что жена Тамерлана и ее родственники, как выяснилось, «не знали Тамерлана Царнаева» и «испытывают боль в сердцах из-за причиненного им ужаса».
Выступая вечером в пятницу в Белом доме, президент Обама воздал должное слаженной работе правоохранительных ведомств и поднял вопросы, на которые предостоит найти ответы. Как получилось, что молодые люди, выросшие в Америке, учившиеся здесь, совершили такое чудовищное преступление против своих сограждан? Как стало возможным совершение этого преступления? Кто еще, возможно, был к нему причастен?
Предстоит выяснить немало деталей. В течение пятницы поступали противоречивые сообщения о неких взрывных устройствах – помимо взорванных на марафоне, – которые были найдены полицейскими. Вечером представитель полиции штата Массачусеттс Дэвид Прокопио подвердил прессе, что обнаружены еще одна бомба, смонтированная в кастрюле-скороварке, плюс еще несколько взрывных устройств. Но он не разъяснил, как были обезврежены эти механизмы – путем деактивации или с помощью контролируемых взрывов.
Первый и пока единственный живой подозреваемый в совершении теракта на марафоне будет отвечать перед законом в соответствии с федеральным законодательством, поскольку речь идет о федеральном преступлении – теракте с применением оружия массового поражения. Это означает, что теоретически Царнаеву-младшему «светит вышка»: федеральное правительство США, в отличие от гуманного штата Массачусеттс, применяет смертную казнь.
Собкор «МК» в США, Нью-Йорк