К сожалению, ограничиться мирной демонстрацией — пусть и с кастрюлями - в Каракасе не удалось. Полиция решила разогнать «кастрюльный марш» при помощи слезоточивого газа. Демонстранты, впрочем, в долгу не остались, принявшись закидывать стражей порядка всем, что попадалось под руку. Разумеется, по официальной версии, порядок действий был совсем иной — участники марша якобы сами начали предпринимать агрессивные действия.
Напомним, как отмечал в беседе с «МК» главный редактор журнала «Латинская Америка» Владимир ТРАВКИН, говоря о перспективах конфликтов в Венесуэле после выборов, «люди, которые поддерживают Каприлеса — это люди в достаточной степени спокойные и я не думаю, что они могут организовать беспорядки против избранного президента». «Столкновения, если и произойдут, скорее всего, будут носить локальный характер», - также отметил эксперт.
В нынешней ситуации закономерным становится вопрос уже не о том, организуют ли беспорядки сторонники проигравшего кандидата. Гораздо интереснее, не перегнёт ли палку полиция в пресечении «локальных» столкновений — если несколько митингов разогнать слезоточивым газом (без особой для этого надобности), то даже «спокойный» электорат Каприлеса может выйти из себя.
Сам оппозиционный кандидат, впрочем, также не согласен с результатами выбором. Мадуро, вроде бы согласившийся на проверку результатов, в итоге объявил о полной своей победе.
Итак, возникает множество вопросов, связанных с будущим латиноамериканской страны. Сможет ли Мадуро удержать власть? И как будут развиваться отношения России и Венесуэлы в будущем? Именно на эти вопросы попытались ответить участники прошедшего в Москве круглого стола, посвященного итогам венесуэльских выборов.
«Страна расколота надвое, - рассказывает директор Института латинской Америки РАН Владимир ДАВЫДОВ. - События развиваются не самым благоприятным образом. После объявления результатов Каприлес перешел на эмоциональную волну, и после его заявлений на улицу вышли студенты, которые и раньше были настроены «античавесовски». Это средний класс и наиболее политизированная часть общества. К ним нельзя относится легкомысленно. Я думаю, что сейчас обозначилась очень опасная черта, когда многое зависит от мудрости обеих сторон. Я полагаю, что если выборы выиграны, то выиграны они не Мадуро, а Чавесом, который завоевал симпатию большинства населения. В свое время, между ним и лидером оппозиции были 12 процентов. Это колоссальная разница по сравнению с тем, что мы имеем сегодня».
В то же время выборы в Венесуэле показывают, что победа Мадуро очень неустойчива. «Победа Мадуро – слабая победа, - делится своей точкой зрения бывший посол РФ в Венесуэле (1997-2000 гг) Валерий МОРОЗОВ, - полтора процента означают то, что по сути оппозиция показала свою силу. В пользу Мадуро сыграли несколько факторов, один из которых заключался в том, что образ Чавеса еще довлел над всеми, и большинство населения проголосовало так, отдавая дань президенту». В то же время Валерий Морозов признал, что у Каприлеса есть не менее сильные преимущества: он пользуется поддержкой предпринимателей и различных партий, которые продолжают играть значительную роль в разных секторах страны. Говоря о будущем Венесуэлы, эксперт отметил, что в ближайшее время будет возрастать значение армии и церкви.
По некоторому мнению, авторитет Мадуро подрывает то, что он прислушивается к мнению оппозиции и своего недружелюбного соседа - США. «Уровень нового президента и его новые шаги, иногда вызывают вопрос, - считает председатель Российского комитета по сотрудничеству со странами Латинской Америки Марина ВАСИЛЬЕВА, - Мадуро декларирует себя сыном Чавеса, но вряд ли Чавес потерпел диктат со стороны США». Также Васильева не согласилась со своими коллегами, что в данный момент Венесуэла испытывает проблемы с экономикой: внешний долг страны гораздо меньше, чем у некоторых европейских стран.
Напомним, что оппозиционер Энрике Каприлес выразил свое несогласие с результатами выборов в стране. Однако «то, что выборы прошли законно, сомнений нет, - говорит политический аналитик и специалист по электоральной проблематике Александр ФОМЕНКО, - но то, что они прошли легитимно, у оппозиции вызывает сомнения. Не всегда этот вопрос связан с законностью. Что касается слухов, о каких-то больших нарушениях, то никаких нарушений быть не могло». Причем, как подчеркивает эксперт, никто не говорит о нарушениях внутри голосования. «Вопрос не в том, как была проведена процедура выборов, а в том, как к этому относятся сами участники, - поясняет Фоменко. - Был бы пересчет, не было бы пересчета - страна все равно разделена надвое. Вопрос сегодня в том: сможет ли сегодня Мадуро? Что президент Венесуэлы будет делать со второй частью электората? Лозунг «я сын великого отца» – это слабый инструмент в выборах»
Однако все специалисты согласны с тем, что Венесуэла была и остается стратегическим партнером РФ, связи с которым установились именно при покойном президенте Уго Чавесе, чей уход стал огромной трагедией для народна Венесуэлы. «Я был в Каракасе на траурных мероприятиях в марте, - рассказывает заместитель директора Латиноамериканского департамента МИД РФ Алексей ЛАБЕЦКИЙ. – У меня возникло одно впечатление, не связанное с официальной оценкой. Ночью в гостинице сотрудники обслуживающего персонала стояли перед телевизорами, где показывали трансляцию с похорон Чавеса, и все они плакали. Эти люди переживали, и переживали искренне».