Обыски и допросы у оппозиционеров за последние месяцы стали делом привычным. Вот и в четверг оперативная группа из нескольких сотрудников Следственного комитета явилась домой к директору «Фонда по борьбе с коррупцией» и члену Координационного совета оппозиции Владимиру Ашуркову. Разумеется, эту новость подхватили СМИ, к дому Ашуркова стали стягиваться журналисты, блогеры, коллеги по КС, сам Навальный подъехал, чем придал событию еще большую значимость.
Как выяснилось, у Ашуркова следователи искали документы, связанные с делом о «хищении средств СПС Навальным». Навального обвиняют в том, что во время предвыборной кампании Союза правых сил принадлежащая ему фирма «Аллект» не выполнила условия договора по оказанию рекламных услуг и партия понесла ущерб в 100 миллионов рублей.
Курьезность этого обвинения в том, что претензий у руководства партии к Навальному нет, они-то его работой довольны, но глава СК Александр Бастрыкин верен своим словам о том, что «пощады не будет». Дела против Навального вылетают из-под пера следователей, как щепки из бревен на пилораме злосчастного завода «Кировлес». Только в последние дни в СК на допросе побывали лидер СПС Леонид Гозман, бывшая заместитель губернатора Кировской области Мария Гайдар, да и самого губернатора Никиту Белых не только допросили, но и обыскали.
По версии следователей, Навальный расхитил кировский лес на 16 миллионов рублей, мухлевал с почтовыми посылками при помощи своего брата Олега (сотрудника «Почты России»), чем нанес ущерб известной косметической компании, обокрал СПС на сто миллионов и, возможно, приложил руку к незаконной продаже Уржумского спиртзаводика, славного в народе своими «спиртовыми соками».
Вот только кроме многозначительных заявлений и штурмов оппозиционных жилищ, снимки которых так эффектно смотрятся на первых полосах федеральных газет, внятных подтверждений вины Навального так и не представлено. Но над делами усердно трудятся десятки следователей, правда, их усердие приносит довольно сомнительные результаты. Например, решили обыскать квартиру Ашуркова на предмет документов, связанных с СПС, в течение нескольких часов рылись в ящиках, собирали оргтехнику, вот только ни к Союзу правых сил, ни к компании «Аллект» Ашурков видимого отношения не имел.
Как рассказал Алексей Навальный «МК», в то время его будущий коллега по оппозиционной борьбе трудился управляющим в «Альфа-групп» — и до «роковой встречи» с Навальным оставалось еще несколько лет. С СПС Навальный работал в 2007 году, а Ашурков, как он признавался в давних интервью, «наткнулся на блог Навального в 2009-м и предложил свою помощь в организации антикоррупционной деятельности».
Сам Навальный считает, что кампания против него направлена на дискредитацию в глазах простых россиян. «По федеральным каналам говорят о том, что Навальный украл миллионы, а уж доказано это или нет, никто разбираться не будет, — поясняет он нашей газете. — Аресты, обыски, все это нагнетает атмосферу ужаса, по мнению властей, это должно отрезвить протестующих, снизить их активность».
На мой взгляд, роль Следственного комитета и Александра Бастрыкина в развитии оппозиционного движения и рейтинге Навального иная. Благодаря информационным поводам, которые то и дело подкидывает СК, из культового блогера и лидера «болотной» оппозиции Навальный стал фигурой федерального значения. И Следственный комитет во главе с Александром Бастрыкиным успешно продолжает его, как говорят в молодежной среде, «легендарить». И пусть юристу Навальному этот новый имидж неприятен, но в глазах «простых русских трудяг», тех самых, на чьи голоса якобы опирается сейчас власть, Навальный, несомненно, вырос. Действительно, никто не будет разбираться, виноват ли он в краже леса и умыкнул ли спиртзаводик, но то, что они, оппозиционеры, не только в неведомых твиттерах сидят и белые ленточки повязывают, но и «по-нашенски могут», явно прибавит очков протестному движению. К тому же спиртзаводик после продажи государственной доли акций процветает, «Кировлес» и без вмешательства Навального был предприятием убыточным, а руководству СПС, у которого только на наружную рекламу было положено 100 миллионов рублей, простой народ вряд ли посочувствует. Независимо от исхода дела Навальный благодаря вмешательству СК стал народу ближе, американский «душок» перебили запахи «спиртовых соков», а блоги и прочие твиттеры засыпаны опилками. Если в раскрытии дел СК не преуспеет, то пиар-кампания уже получилась отменная.