МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Пентагону нашли шефа

Главой Минобороны Обама видит ветерана Вьетнамской войны Чака Хейгела

В понедельник, 7 января, президент США Барак Обама объявил, что номинирует на пост шефа Пентагона вместо уходящего в отставку Леона Пэнетты экс-сенатора Чака Хейгела. Если он получит конфирмацию сената, сказал Обама, то это будет «историческим событием». И в самом деле, на посту шефа Пентагона Хейгел будет первым ветераном Вьетнама и первым, кто начал служить в вооруженных силах в чине солдата. Наконец, он будет первым министром обороны США, в теле которого до сих пор торчат осколки шрапнели. (Сейчас ему 66 лет). Путь бывшего сенатора от штата Небраска от номинации до конфирмации тоже будет усеян минами. На сей раз политическими.

Чак Хэйгел Фото: ru.wikipedia.org

 

Хейгел республиканец. С поста сенатора он ушел в отставку в 2009 году. Но для «партии слона» он чужой среди своих. Кличку «блуждающего форварда» Хейгел получил за то, что его взгляды не всегда совпадали со взглядами республиканского истеблишмента. Так, например, его считают «мягким» в отношении Ирана и «твердым» в отношении Израиля. Именно это имел он в виду, когда в интервью газете «Линкольн джорнэл стар» недавно заявил, что он находится «в мертвой зоне и не имеет возможности ответить на обвинения, ложь и передергивания» в его адрес. После номинации Хейгел заявил, что он получил возможность ответить прямо клеветникам.

Объявляя о своем выборе, Обама сказал: «Чак Хейгел такой лидер, которого заслуживают наши войска. Он патриот, который вместе со своим братом воевал во Вьетнаме. И они спасли друг друга. Хейгел до сих пор имеет шрамы, полученные в битвах за нас. Он понимает, что посылать молодых американцев воевать и проливать кровь в грязи и топи можно лишь тогда, когда это абсолютно необходимо».

Обама подружился с Хейгелем еще в сенате и был восхищен его смелостью и дальнозоркостью, проявленными Хейгелем в 2008 году во время посещения Ирака и Афганистана. Эти качества Хейгела особенно потребуются Обаме, стоящим перед проблемой окончательного вывода американских войск из Афганистана. Поездка по фронтам войн была предпринята Хейгелем вместе с Обамой. Она длилась шесть дней. Обама предпринял ее в ходе своей президентской кампании. Его республиканский соперник Маккейн объявил ее «политической», а Хейгела заклеймил как перебежчика. Хейгел дал отпор Маккейну, сказав, что он в своих обвинениях в адрес Обамы и его самого «стоит на тонком льду». Неудивительно, что сразу же после номинации Хейгела Маккейн заявил, что у него будет «много вопросов» к нему. Другие сенаторы-республиканцы тоже пообещали Хейгелу «дорогу с колдобинами» на слушаниях о конфирмации. Впрочем, и у сенаторов-демократов имеются претензии к нему, но совсем по иному поводу — за его антигейские высказывания.

Выступая в 2007 году в Католическом университете, Хейгел сказал: «Люди говорят, что мы ведем войну не за нефть. Но мы ведем войну именно за нее. Говорят и о национальных интересах. О чем, черт подери, они талдычат? Мы воюем не за фиги». Биограф Хейгела Шарлин Беренс говорит: «Чак не боится ни вызовов, ни риска». По ее словам, попав во Вьетнам двадцатилетним юношей, он затем посвятил себя «прекращению и избежанию войн». Повоевав год во Вьетнаме, продолжает Беренс, пройдя сквозь ужасную жару и постоянные угрозы смерти, сквозь такие кампании как «наступление Tem», Хейгел вернулся в Штаты полный решимости «сделать все, что в его силах, дабы не допустить свою страну втянуться в другую войну». Его оппозиция против войны в Ираке развела его с президентом Бушем и республиканским истеблишментом. В своей книге «Америка: наша следующая глава» (2008 год) Хейгел пишет: «Урон, который нанесла война в Ираке нашей стране, еще многие годы будет тяготить нас. Почему-то страны легко ошибаются и втягиваются в войны, но «не ошибаются», чтобы установить мир».

По Ираку взгляды Обамы и Хейгела совпадали. Сказать того же самого об Афганистане — нельзя. Когда Обама объявил в 2009 году «навал» и послал в Афганистан 30 тысяч солдат, получив резкую похвалу со стороны республиканцев, Хейгел не стал подпевать им. Сейчас, когда Обама находится, так сказать в фазе «отвала» философия Хейгела ему вполне с руки. Как считает Филип Зеликов, заседающий сейчас в наблюдательном совете президента по разведке, «Обама хочет такого шефа Пентагона, взгляды которого он мог бы уважать, в особенности взгляды по таким большим проблемам как война и мир». Чтобы покончить с этой темой приведу еще одно высказывание Хейгела: «Я твердый реалист. Я понимаю как вертится эта планета. Но война ужасная вещь. Она не приносит славы. Она приносит только страдания».

Наблюдатели считают, что оппозиция приходу Хейгела в Пентагон будет «громкой, но не широкой». Аргументируется это так. Сенаторам-республиканцам будет слишком трудно объяснить общественности свое «нет» герою войны, имеющему две медали «пурпурное сердце», и своему однопартийцу.

Сопротивление конфирмации Хейгела не ограничивается сенаторами-республиканцами. Против нее выступают и те, кого он неосмотрительно назвал «еврейским лобби». Не израильским, а именно еврейским. Действительно, некоторые еврейские организации в США пытались отговорить Обаму от назначения Хейгела министром обороны. Региональные филиалы Американского еврейского комитета стали засыпать письмами своих сенаторов-демократов, требуя от них, чтобы они забаллотировали Хейгела. В качестве главного аргумента приводится «нежелание» Хейгела завинчивать гайки в Иране и против Хезбаллы. Хейгелу припоминаются его оппозиция некоторым санкциям против Ирана в связи с угрозой создания им атомной бомбы, его призывы к Израилю сесть за один стол с Хамазом, его нежелание подписать письмо сената США в ООН, требующее объявления Хезбаллы террористической организацией, его голосование еще в 2001 году против санкции в отношении Ирана и Ливии и некоторые другие шаги и высказывания.

Хейгел говорит, что он неоднократно голосовал за предоставление Израилю многомиллионных займов, что он предостерегал международную общественность от установления контактов с ХАМАС, пока тот не признает суверенитет Израиля.

Наконец, об отношениях Хейгела с гей-сообществом. В 1998 году, когда в сенате обсуждалась кандидатура одного из послов клинтоновской администрации, Хейгел выступил против нее. Он назвал клинтоновского назначенца «открытым и агрессивным геем». Правда затем Хейгел принес свои извинения. Затем он заявил, что поддерживает право геев и лесбиянок служить в вооруженных силах. Однако в прошлый понедельник в газете «Вашингтон пост» было помещено на целую полосу заявление «Log Cabin» — республиканцев-геев о том, что извинение Хейгела было сделано слишком поздно и что оно недостаточно. С другой стороны геи-либералы поддержали Хейгела. Рик Джекоб, возглавляющий гей-кампанию «Храбрость», заступился за Хейгела в «Хаффингтон пост». Правда, крупнейшая организация геев и лесбианок, тяготеющая к демократам Кампания за права человека, еще не определила свою позицию.

В защиту кандидатуры Хейгела выступили такие тяжеловесы как бывший госсекретарь США генерал Колин Пауэлл, председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил Карл Левин, председатель сенатского комитета по делам разведки Дайана Фаинстин и некоторые другие. Конфирмация Хейгела обещает быть захватывающим политическим зрелищем. Посмотрим, будет ли его концовка неожиданной?

 

Стуруа Мэлор

 

БУДУЩИЙ ГЛАВА ЦРУ ГОВОРИТ ПО-АРАБСКИ

Вместо оскандалившегося и ушедшего в отставку генерала Петреуса новым главой Центрального разведуправления США может стать ключевой советник президента по вопросам борьбы с терроризмом Джон Бреннан. Можно сказать, доверенное лицо Обамы. Бренан проработал в ЦРУ около 25 лет. Изначально он специализировался на Ближнем Востоке, обучался в Каире и Техасском университете в Остине, свободно говорит по-арабски.

О том, что он станет директором ЦРУ поговаривали еще в 2008 году – после первого избрания Обамы на президентский пост. Однако он снял свою кандидатуру, поскольку его имя засветилось в критических нападках либералов и правозащитников на жесткие методы выбивания информации, использовавшиеся цээрушниками во времена Буша. Сам Бреннан выступал против применения пыток (в частности, имитации утопления).

Как бы то ни было, последние годы Бреннан был вовлечен практически во все ключевые вопросы национальной безопасности США, участвовал в разработке операции по ликвидации Усамы бен Ладена. В августе 2009 г. именно Бреннан озвучил новую стратегию американской администрации по борьбе с экстремизмом – в частности, Бреннан пообещал, что будут прекращены жестокие методы допросов и сообщил, что Вашингтон отказывается от употребления таких понятий, как "война с террором".

 

Яшлавский Андрей

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах