Алеша Гейко был забит до смерти своей приемной матерью — гражданкой США в 2003 году. Алеше было 6 лет… В 2008 году годовалого Колю Емельянцева доставили в больницу еще живым, но перелом основания черепа шансов на жизнь не оставлял никаких. Мальчик погиб… В разные годы та же участь в США постигла и двухлетнюю Викторию Баженову… И восьмилетнего Дениса Урицкого. И многих-многих других маленьких граждан России, имевших несчастье родиться в России, остаться без попечения родителей и стать приемными детьми американских усыновителей. Кто-то из детей умер от истощения, кто-то от жестокого обращения, многие были забиты до смерти. Диме Яковлеву было два года. Его приемный отец запер в машине на солнцепеке. Мальчик умер. Это было в 2010 году. В декабре 2012 г. его имя оказалось вновь на слуху…
В последние несколько лет статистика случаев жестокого обращения с усыновленными российскими детьми в Америке начала расти как снежный ком. По мнению многих экспертов, одна из причин, косвенно провоцирующих печальный рост, — сама американская судебная практика, снисходительная в случаях с преступлениями американских граждан против российских детей. «Сказать о том, что сегодняшние сомнения депутатов в обеспечении безопасности российских детей в Штатах надуманные, ну это, мягко говоря, необоснованная позиция», — заявила первый зампред думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина на заседании палаты.
Вторят ей и многие участники опроса, проведенного Российским агентством правовой и судебной информации и опубликованного 19 декабря 2012 г. Адвокат Алексей Касаткин так прокомментировал отношение американской судебной системы к преступлениям против усыновленных россиян: «Когда ребенок не является американцем, безусловно, он через какое-то время получит гражданство в Америке, но в умах общественности он не американец и остается чужим человеком. По аналогичным делам, но где жертва американский ребенок наказания намного жестче и доходят даже до пожизненного заключения…. Печально, что наши дети становятся жертвами преступлений за границей. Торговать жизнями и судьбами детей в угоду политическим амбициям низко, подло и бесчеловечно». Адвокат Сергей Жорин считает, что причина подобных судебных решений кроется в холодном отношении США к гражданам России. А слишком мягкие приговоры связаны с тем, что дела рассматривают суды присяжных, которые принимают сторону американского гражданина.
Среди практиков, также выразивших обеспокоенность правовым бесправием усыновленных маленьких россиян и невозможностью в заданных прежними решениями правовых координатах оказать им из России своевременную и эффективную помощь, — уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. На своей пресс-конференции он заявил, что тот же случай с возвращением Артема Савельева с отказной запиской от американской усыновительницы в очередной раз показал, что американские родители не уважают российское право. «Соглашение об усыновлении не обеспечено прежде всего с американской стороны», — заявил уполномоченный.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения российских законотворцев, стал Акт Магнитского, принятый Сенатом США 6 декабря. Пусть так. Но порядок, которого так давно и так трагически не хватало в процессах усыновления детей в первую очередь самим детям, наконец-то начали наводить. Российские депутаты приступили к рассмотрению важнейшего законопроекта, названного в честь Димы Яковлева, и первое его чтение состоялось в пятницу, 14 декабря. В среду, 19 декабря, он был утвержден во втором чтении. Планируется, что «закон Димы Яковлева» вступит в силу с января 2013 года.
По мнению авторов законопроекта, государство должно отвечать за своих граждан, несмотря на место их проживания. Если гибель российских усыновленных детей на территории США становится уже системой — необходимо принимать меры. В качестве таких мер разработчики «закона Димы Яковлева» включили запрет на усыновление детей из России гражданами США, запрет деятельности на территории Российской Федерации организаций, занимающихся подбором детей для передачи на усыновление-удочерение в Соединенные Штаты Америки, а также денонсацию российско-американского соглашения об усыновлении несовершеннолетних. Стоит отметить, что, как бы ни пытались противники поправок свести их суть к сугубо запретительным и репрессивным шагам, они носят ярко выраженный комплексный характер. По замыслу разработчиков законопроекта, документ призван защитить права маленьких граждан России и предложить конкретные меры по укреплению и развитию института внутреннего усыновления.
Законопроект поддержали все политические партии Государственной думы, большинство общественных деятелей и россиян….
Но вдруг начались удивительные вещи! Активные возражения на «закон Димы Яковлева» пришли с совершенно непрогнозируемой стороны!!! Руководители ряда министерств и ведомств единодушно и решительно осудили законопроект. Было бы смешно, если б не было так грустно, ведь речь идет о маленьких одиноких детях, но ярыми противниками законопроекта оказались чиновники, которые в первую очередь должны были обеспечивать либо условия достойной жизни в России и внутреннее усыновление сиротам, либо чиновники, в профессиональные обязанности которых входило обеспечение корректного правового международного сотрудничества по принятым сторонами соглашениям об усыновлении за границу.
Первым — и, пожалуй, громче всех — взволновался министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Заволновался прямо в своем «Твиттере». «Логика как бы «око за око», но логика неправильная, так как могут пострадать наши дети, которым не нашлось усыновителей в России», — написал Ливанов. Обеспокоенность судьбами детей всегда внушает уважение. Правда, в исполнении министра образования она, пожалуй, более логичнее смотрелась бы на рабочем месте, в рамках прямых профессиональных обязанностей, а не в «Твиттере». Лучше всего иллюстрировало бы действительную озабоченность министра обеспечение условий для внутреннего усыновления детей; предложение новых программ и мер, направленных на расширение возможностей для развития и образования детей, оставшихся без попечения родителей. Думаю, сидеть и критиковать — это легче всего, а потом сплавлять проблемы сирот в Америку… То, что мы вообще ищем усыновителей за границей, есть позор для России.
Но если возражения господина Ливанова выглядят просто нелепо, то заявления министра финансов Антона Силуанова можно расценить как весьма циничные. Ссылки на инвестиционный климат, мировое сообщество, которому может не понравиться политика РФ, по его мнению, должны объяснить нецелесообразность жестких мер в отношении неблагополучной практики усыновления в США. «Мы много говорим о том, что для инвесторов нужна экономическая политика, налоги, бюджет, но и политические заявления, которые делают руководители нашей страны, парламент, очень серьезно влияют на тот деловой климат», — заявил господин Силуанов. Да, вот так и заявил. Это был аргумент против закона, призванного прекратить практику завуалированной торговли детьми. Так что же продолжить торговлю, потому что инвесторам волноваться вредно? Ну если уж так переживаем за инвесторов, так, может, надо так спланировать бюджет, чтобы в самой России решались все проблемы сирот и у нас не было межгосударственных конфликтов и озабоченности инвесторов. Думаю, министр финансов полномочен выделять деньги, решать проблему! Или лучше здесь выжигать все с помощью монетаристских догм, плодить сирот, которыми потом должны заниматься американцы?..
И, наконец, слабый голос в защиту американских усыновителей детей подал «беспортфельный» министр Открытого правительства Михаил Абызов.
Что движет критиками закона? Они не были сиротами сами. Они никогда не были беззащитными маленькими людьми, оказавшимися в чужой стране еще более беззащитными и теперь бесправными. Что заставляет с таким пылом озвучивать возражения, которые больше всего противоречат не обсуждаемому законопроекту, а этическим взглядам самих ораторов?
Ни для кого сегодня не секрет, что за кулисами процессов усыновления за границу движутся мощные финансовые потоки. И даже при этом закулисном явлении для американца усыновить ребенка из России все эти годы обходилось гораздо дешевле, чем стать приемным родителем ребеночку из США или Западной Европы. Даже на таком благородном деле, как усыновление, американцы стремятся сэкономить! А отдельные граждане — заработать! И главное, дешевле американцам обходится усыновление российских детей не только в денежном смысле слова, а, что самое страшное, как показывают многочисленные истории, дешевле в плане правовой ответственности. Поэтому заинтересованность американских подданных в сохранении существующей практики усыновления российских сирот понятна. Только почему в эти дни громче всего возмущаются не американцы, а некие российские чиновники, в ведении которых были и остаются условия социальной защиты, образования и усыновления российских детей? Им бы после всех скандалов с российскими детьми задуматься или хотя бы воды в рот набрать, а они, похоже, пытаются еще и защищать сложившуюся циничную практику торговли детьми и жестокого с ними обращения!