Закон «Об образовании» обсуждали беспрецедентно долго. В Минобрнауки, расскахал глава думского комитета по образованию Александр Дегтярев, после 1-го чтения поступили 600 тыс. обращений. А в комитет по образованию – 2670 поправок: «Страсти разгорелись нешуточные. Мы получили несколько пудов писем – целую Сагу о Форсайтах». Однако большинство авторов «Саги», как оказалось, старались зря: четыре пятых поправок были отклонены и лишь 575 были приняты.
Новый закон, заверил Дегтярев, будет гораздо лучше нынешнего. Среди его главных новелл – введение ежегодных отчетов правительства о развитии образования и узаконивание дистанционного обучения; легализация семейного и самообразования и переход к профессионально-общественной аккредитации (в том числе – с участием работодателей). Наконец, узаконивание начатого Минобрнауки систематического мониторинга образования.
Среди других новшеств – госгарантии социальной защиты педагогов. Однако взаимен, подчеркнула замминистра образования и науки, госсекретарь Наталья Третьяк, «от учителей потребуется повышение качества образовательных услуг. Так, после принятия закона родители получат право контролировать содержание образования и методику обучения, и уже с 1 сентября им нельзя будет сказать, что это вне сферы их компетенции. А ученик получит право выбирать индивидуальную программу обучения, причем не только в рамках своего учебного заведения, но и в других учреждениях, причем, не обязательно образовательных». Например, «не посещать школьные уроки физкультуры, а зачесть свои результаты в спортивной секции»,-- разъяснила она «МК».
Еще одно важное новшество, по словам Третьяк, заключается в «сохранении гимназий и лицеев, но совмещение в рамках каждой как углубленных, так и обычных программ, и даже программ для детей с программами развития».
Целый ряд не менее важных поправок был, тем не менее, отклонен. Например, отпускать на образование не 4% ВВП, как сегодня, а 7% (в Бразилии, напомнил зампред думского комитета по образованию Олег Смолин, на эту цель собираются ассигновать 10%). Или установить социальную студенческую стипендию на уровне прожиточного минимума, а то «сейчас студенты вынуждены не учиться и подрабатывать, а работать и подучиваться»,-- констатировал он.
Не прошло и предложение законодательно ограничить родительскую плату за посещение детских садов на уровне нынешних 20%, а для многодетных семей -- 10% зарплат. Или предложение расширить бюджетный сектор высшего образования: узаконить бесплатное второе высшее образование, установить число бюджетных мест в вузах на уровне 220 на 10 тыс. населения (сейчас этот показатель равен 170, а к 2020 году сократится до 120), и уж тем более обучать в магистратуре исключительно за счет бюджета. Равным образом не удалась попытка увязать заработки учителей со средними по региону, исходя не из общей суммой заработанного (большинство наших педагогов работают на 1,5-2 ставки, что плохо сказывается на качестве обучения), а с одной ставкой 18 часов в неделю.
Как уточнил «МК» зампред комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, при втором чтении «уточнены нормы, касающиеся реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Оно допускается только при положительном заключении комиссии по оценке последствий такого решения. Что же касается сельских школ, то отдельно оговаривается, что принятие решения о ликвидации или реорганизации школы, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей этого поселения».
В «проекте закона "Об образовании " появится и новая статья - "Язык (языки) образования". В России гарантируется получение образования на государственном, то есть русском языке, а также выбор языка обучения и воспитания. Изучение русского языка должно осуществляться в соответствии с государственными образовательными стандартами. При этом в образовательных организациях на территориях республик России может вводиться преподавание и изучение государственных языков этих республик», но «не в ущерб изучению русского языка. Граждане России имеют право на получение образования на родном языке из числа языков народов России в пределах возможностей, предоставляемых системой образования».
Третье чтение законопроекта, по словам депутата, может состояться 21 декабря.