МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Контрреформа без контркоррупции

Новое руководство Минобороны отменяет решения Сердюкова, о воровстве, шедшем у него под носом, знает вся страна, но он все равно остается в обойме

Стремительно меняющийся состав высшего руководства Вооруженных сил готов отыграть назад большую часть реформы предыдущего министра обороны. Под угрозой, например, оказался целый род войск. Выходит, что многое из того, что подавалось как большие достижения на пути к «новому облику», на самом деле нужно переделывать (если еще осталось, что переделывать). Разумно было бы предположить, что чиновник, который с половиной поставленных задач не справился, да еще и опозорился гигантских размеров коррупционными скандалами, должен быть навсегда отмечен клеймом халатности и профнепригодности. Но у руководства страны логика другая: Сердюкову выдан «золотой парашют», а его замешанная в воровстве протеже так до сих пор и не попала на допрос.

Рисунок Алексея Меринова

Пока не получила официального подтверждения новость о том, что Анатолий Сердюков станет советником главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова. Но, поскольку слух об этом пошел еще в среду вечером, а в четверг никакого опровержения ни от Кремля, ни от «Ростеха» не последовало, то о назначении можно говорить с изрядной долей уверенности.

Остается гадать, что этим хотел сказать Владимир Путин (вряд ли кадровую судьбу экс-министра сейчас решает кто-то другой). Считается, что Чемезов и Сердюков находятся в конфликтных отношениях. Была даже версия, что именно «Ростехнологии» стояли за публичной атакой на «Оборонсервис» и последовавшей отставкой министра. Если предположить, что это так, то таким образом президент реализует принцип «разделяй и властвуй», сталкивая политические кланы между собой, достигая таким образом равновесия. Но это как-то слишком сложно. Скорее всего никаких принципиальных разногласий у двух тяжеловесов из путинского окружения не было и быть не может.

Как бы там ни было, ясно одно: место советника руководителя крупнейшей государственной оборонной корпорации, которой по определению достанется солидный кусок выделенного на перевооружение 20-триллионного пирога, подразумевает, что Сердюков в глазах высшего руководства страны коррупцией не запятнан. Чист как младенец. И что бы там ни заявлял представитель СК Владимир Маркин сразу после громкого обыска в квартире у Евгении Васильевой, будто и министра можем допросить, если потребуется, — это все лирика. Не допросят. Маркин, кстати, уже несколько дней отказывается отвечать на любые вопросы о перспективах Васильевой и Сердюкова в рамках дела «Оборонсервиса». Где сама та роковая женщина, из-за которой, видимо, и случился переполох, тоже ничего конкретно не известно.

Параллельно глава Счетной палаты Сергей Степашин заявляет, что на Гособоронзаказе у нас воруются миллиарды и там «просто беда», дело «Оборонсервиса» обрастает новыми эпизодами (за один четверг их добавилось 10 штук), представители ГВП жалуются в Общественной палате, что их предписания последние годы в Минобороны просто игнорировали, а контрразведчики искренне надеются пропихнуть на стадию следствия как можно больше зависших дел, пока шумиха не улеглась. Вся страна видела выпуски новостей, в которых присутствовал явный «месседж» о причастности уж если не самого бывшего министра, то определенно его соседки к мошенническим сделкам. Но теперь все это, видимо, решено спустить на тормозах. Припугнули, и хватит. А то уж вся эта гниль совсем на поверхность вылезла.

Вопрос в том, как теперь заставить всех забыть эту историю. С самого начала скандала, еще до увольнения Анатолия Эдуардовича, была выработана линия защиты, озвученная лояльными экспертами: «Оборонсервис» — компания коммерческая, действует по рыночным правилам, и если у нее хорошего предложения на собственность стоимостью в сотни миллионов не было, то она вынуждена была продавать ее тем, кто был готов купить хотя бы за десятки миллионов. А все наезды — это завистники и личные враги Сердюкова, столь успешно справившегося с задачей оптимизации и реформирования «трупа Красной армии».

Несомненно, в такой точке зрения есть зерно правды. Но вот только «Оборонсервис» и его субхолдинги принадлежат не частным лицам, которые как хотят, так своей собственностью и распоряжаются, а государству — нам с вами. Так, по крайней мере, уверяют нас документы на их сайтах, которым, правда, особенной веры нет. Нанятые Сердюковым руководить всем этим хозяйством менеджеры (в том числе и Васильева) продали по заниженной цене не свое, а государственное, наше. Допустим, вы наняли риэлтора, и он продал вашу квартиру за десятую часть ее стоимости, мотивируя это тем, что других покупателей не нашел, сорри. Что вы с таким риэлтором сделаете? Остается надеяться, что люди в контрразведке и ГВСУ свой хлеб не зря едят, и у них достаточно доказательств, что продавались объекты только «своим» по предварительной договоренности.

Что же до успешной оптимизации и реформирования Вооруженных сил, то принимаемые в авральном порядке решения нового руководства военного ведомства как бы подсказывают нам, что не все там так успешно. Начальник Генштаба Валерий Герасимов распорядился приостановить все мероприятия, касающиеся формирования молодого (ему менее года) рода войск — Военной космической обороны и его головного вуза. О том, что создается ВКО «на коленке» и с явными изъянами, писал в том числе и «МК». План создания укрупненных военных городков нового типа (в которых предполагалось покучнее поселить военных) параллельно с ликвидацией многих старых тоже заморожен. Беда с военным образованием и медициной — приостановлены все мероприятия и там в том числе. Намечается целая контрреформа.

Юрий Борисов.

Выходит, что из «успехов» реформы — переход на бригадную структуру с постоянной готовностью (она так и не достигнута, бригады недоукомплектованы), создание стратегических командований (так и непонятно, в каких отношениях они с округами — первоначально предполагалось, что первые заменят вторые), частичное сокращение количества призывников (хотя мера эта половинчатая: заточенная под локальные конфликты армия XXI века должна быть полностью контрактной), сокращение численности офицерского состава (в известной мере за счет военных профессоров и врачей). То есть все как-то не до конца. Единственное, что делалось уверенно и с огоньком — распродавалась «ненужная» недвижимость и распределялись потоки на аутсорсинг.

Руслан Цаликов. Фото: Геннадий Черкасов

С учетом того, что смена заместителей министра еще не завершена, в четверг были названы два новых (относительно) имени, работа над ошибками предыдущей команды еще только начинается. Бывший первый заместитель Дмитрия Рогозина, Юрий Борисов, наверняка сможет (если захочет) рассказать о «косяках» в закупках вооружений, а надежный помощник Сергея Шойгу в области финансов Руслан Цаликов раскроет миру еще немного правды о том же «Оборонсервисе» (также при желании). На своих местах, вероятно, останутся Николай Панков, Анатолий Антонов и Дмитрий Булгаков, а вот Татьяна Шевцова скорее всего покинет ведомство. Так что по крайней мере еще одно назначение и связанные с ним новости еще впереди. Только вот бывшему министру и его хорошей знакомой в их квартирах в Молочном переулке от этого ни тепло, ни холодно.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах