Ты была неправа, когда писала, что при обыске у Васильевой изъяли картины, принадлежащие Культурному центру Вооруженных сил.
Голос в телефонной трубке принадлежал моему знакомому, с которым мы вместе трудились когда-то на ниве военной культуры в одном из Домов офицеров.
— Позвонила бы мне, — упрекал он, — спросила, я бы тебе все рассказал.
— Отлично! — обрадовалась я. — Расскажи сейчас — еще не поздно.
И он начал рассказывать.
Все началось еще года два назад, когда руководство Культурного центра (он находится в Москве, на Суворовской площади, в здании Екатерининского дворца) получило из Минобороны письмо за подписью той самой г-жи Васильевой. В нем говорилось, что в военное ведомство необходимо представить список всех предметов и экспонатов музея, находящихся в здании, которые представляют историческую и культурную ценность.
Список, конечно, был представлен. Работников центра тогда ничто не насторожило, так как они понимали: команда министра Сердюкова пришла в ведомство, чтобы навести финансовый порядок.
Какое-то время после этого музей Екатерининского дворца, где имелись подлинники Репина, Васнецова, Айвазовского, Шишкина, Поленова, Коровина, Левитана, работал в обычном режиме: на экскурсии приходили сотни военнослужащих, школьников, курсантов. Но затем сверху спустили приказ министра и распоряжение Главного управления по работе с личным составом. Там говорилось, что все «закрепленное имущество» (то есть картины), представляющее художественную ценность, «на правах оперативного управления» должно быть передано в Минобороны, где ему будут обеспечены лучшие условия хранения.
— Зачем? Там полотна ведь никто не увидит? Нужен хоть какой-то вменяемый предлог, чтобы картины изъять из музея.
— Его не было. Видимо, наверху никто не хотел даже напрягаться, чтоб придумывать какие-то аргументы для «зеленых человечков». Полотна просто заменили новоделом — картинами современных художников. По мнению специалистов, в этом старинном особняке они смотрятся весьма неубедительно. Пропала та неповторимая аура, что была раньше, а вместе с ней и посетители, которые приходили специально посмотреть на знаменитые полотна мастеров.
— Жаль, конечно. Но, по большому счету, подкопаться тут не к чему. Картины по закону являются имуществом военного ведомства, а значит, министр обороны вправе издать приказ об их перемещении и дальнейшем «оперативном управлении».
— Да, управились с ними оперативно: приехали люди с Арбатской площади, приняли каждый раритет по описи и увезли. Всего им было отдано 56 картин. Говорят, когда «гости» сверяли инвентарные номера и снимали экспонаты со стен, некоторые из работниц музея в обморок падали. Ведь люди тут десятилетиями все это собирали по крупицам — болели за дело. И вдруг такое…
— Так вот, следователи считают, именно эти экспонаты и оказались в квартире Васильевой.
— Нет — знаю это совершенно точно: ни одной из картин, вывезенных из Культурного центра ВС, у нее не было. Скорее всего, картины, обнаруженные у нее — а там тоже были раритеты, — висели раньше в другом месте. Ведь примерно в это же время имущество вывозилось и из других Домов офицеров.
Слова моего приятеля были похожи на правду: Дома офицеров реформаторы действительно резали по всей стране. В документах военного ведомства говорилось, что «в соответствии с перспективным обликом Вооруженных сил» систему военных культурно-досуговых учреждений нужно «оптимизировать», читай — сократить. К 2012 году из 289 имеющихся Домов офицеров расформировать требовалось 160.
— Людей Сердюкова, конечно, более всего интересовали здания, — продолжает рассказывать мой знакомый. — Тем более, многие находятся в центре крупных городов, в старинных особняках, — военным ведь раньше отдавали лучшее. Там сохранились полотна знаменитых художников, старинная мебель… Если это еще представляло для реформаторов хоть какой-то интерес, то вот библиотеки часто шли полностью под нож и фактически грабились. Я лично видел у руководителя одного из московских издательств уникальную подшивку старинных военных журналов — просто раритеты! Их ему подарили библиотекари: жалко было выкидывать. Так вот, инициатором всех этих ликвидационных распоряжений была, по моим данным, именно г-жа Васильева. И те десятки картин, что у нее обнаружены при обыске, возможно, вывезены из каких-то военных учреждений культуры при их ликвидации. Например, из питерского Дома офицеров. Там, я знаю, были очень большие изъятия.
— Изъятия… Словечко-то какое… Однако куда ж тогда делись те 56 картин из московского Культурного центра? Для кого вывозили их?
— Для кого? Этого теперь вам никто не скажет. Версии разные. Некоторые говорят, что их собирались использовать для украшения интерьеров олимпийских объектов. А мне лично кое-кто из осведомленных людей говорил, что те картины якобы предназначались для дачи одного большого госчиновника — куда более высокопоставленного, чем г-жа Васильева. Но то ли дача его оказалась пока недостроенной, то ли скандал с «Оборонсервисом» помешал, только пока эти картины находятся где-то в недрах Минобороны.
— Но для хранения таких картин требуются ведь особые условия: температура, влажность…
— Да. С этим, говорят, там как раз все нормально. Поговаривают даже, что экспонаты вскоре могут вернуть музею. Но пока это лишь разговоры. Потому в Культурном центре опасаются, что под шумок скандала о картинах забудут, и они из Минобороны тихо перекочуют в чьи-нибудь заботливые руки.
…Что ж, такое не исключено. Ведь у нас в стране много людей, которые на своих высоких государственных постах испытывают большую тягу к прекрасному. Особенно, если это прекрасное все еще почему-то принадлежит государству.
P.S. Интересно, что в самом Культурном центре наотрез отказываются назвать конкретные картины, «ушедшие» в Минобороны. Как удалось выяснить «МК», на днях некие высшие чины собрали всех работников и под угрозой увольнения велели молчать об этой ситуации. Видимо, сейчас, когда компромат на чиновников военного ведомства хлынул потоком, эти самые чиновники изо всех сил пытаются перекрыть хоть какие-то утечки.