То, что «западло» делать предвыборным штабам кандидатов, делают за них якобы независимые «комитеты политических акций» (КПА). Этим «самодеятельным гражданским объединениям» с 2010 года решением Верховного суда США разрешено принимать в неограниченном количестве пожертвования от индивидуумов, корпораций, профсоюзов и т.д. при условии, что они не будут делиться финансами с политическими партиями и кандидатами и что они не будут координировать денежные траты со штабами предвыборных кампаний. На самом деле независимость КПА — миф, и все это знают. Но уличить в координации пропаганды очень трудно, и посему этим никто не занимается.
С помощью КПА на предвыборную агитацию тратятся умопомрачительные средства. По данным исследовательского центра Wesleyan Media Project (WMP), к началу октября с.г. только на агитацию за Обаму и Ромни (а баллотируются еще и сотни других кандидатов на разные выборные должности) было потрачено около $600 млн; еще через месяц, по расчетам, расходы на предвыборный агитпроп «топ-кандидатов» уже составят как минимум миллиард долларов.
WMP отмечает, что 72% всех рекламных роликов, агитирующих за Митта Ромни, содержат преимущественно не агитацию «за», а пропаганду «против» — против действующего президента Барака Обамы. У демократов такой пропаганды поменьше: 46% прообамовских роликов в основном критикуют оппонента Обамы — Митта Ромни.
Ну ладно — к этому предвыборному негативу, живя в Америке, привыкаешь: в последние 10–12 лет он все больше набирает силу, вытесняя былую корректную сдержанность. Но политическая агитация в форме открытого шантажа — это кое-что поновее, да и похлеще будет. Шантаж применяют не политики и даже не бойцы-молодцы из КПА, а... работодатели, топ-менеджеры корпораций.
Как сообщают американские СМИ, руководители нескольких крупных корпораций разослали своим сотрудникам — они же избиратели — циркулярные письма, в которых, по сути дела, содержится призыв голосовать 6 ноября против президента Обамы. Так, президент компании Koch Industries Дейв Робертсон пишет, что в случае переизбрания Обамы на второй срок 50 000 с лишним сотрудников и подрядчиков компании «могут пострадать от последствий» этого переизбрания. Тонкий намек на толстые обстоятельства: компании будет плохо — и она будет сокращать персонал. В приложении к письму г-н Робертсон шлет зависимым коллегам списки консервативных кандидатов на разные должности (начиная с президента США), которых поддерживает корпорация Koch Industries. Поддерживает она только республиканцев, желательно праворадикальных убеждений.
Корпорация эта давно известна своим стремлением повлиять на американскую политику. Каждый раз во время избирательной кампании она жертвует крупные суммы в пользу консервативных кандидатов и поддерживающих их КПА. Koch Industries является основателем и финансовым наполнителем правоконсервативного КПА «Американцы — за процветание». Этот КПА только в текущем году потратил на агитацию против кандидатов от Демократической партии более $30 млн.
В этом году отмечены и другие случаи прямого обращения топ-менеджеров к своим сотрудникам с призывами голосовать «за кого надо» ради того самого «процветания» — процветания крупного частного бизнеса, которому вольготнее живется при республиканцах, чем при демократах. Глава флоридской корпорации Westgate Resorts Дэвид Сигел написал трудовому коллективу о грядущих последствиях возможного переизбрания Обамы: «Вместо того чтобы развивать компанию, я буду вынужден провести сокращения. У вас будет меньше рабочих мест, меньше социальных льгот, меньше возможностей».
Еще один глава корпорации, гендиректор компании ASG Software Solutions Артур Аллен, прозрачно намекает своим работникам на то, что будет в случае избрания Обамы: «...Если США переизберут президентом Обаму, у нашей компании практически не будет шансов сохранить свою независимость. Если мы как нация сделаем неверный выбор 6 ноября, если наша компания лишится своей независимости, то я не буду слушать никаких жалоб по поводу вытекающих из этого последствий».
Такая фигура речи, как «жалобы по поводу последствий», явно прочитывается как грядущие увольнения. Конечно, корпоративный менеджмент не узнает, как ты проголосовал, но, идя на избирательный участок, многие подумают: «А вдруг (разрыв-то между кандидатами небольшой!) именно моего голоса не хватит, чтобы убрать Обаму из Белого дома? Я ведь тогда потеряю работу!». И пойдут голосовать за Ромни.
Насколько законным или незаконным является такой «капиталистический агитпроп»? И можно ли вообще привносить политику и партийную идеологию в производственные отношения на рабочем месте?
Ассоциация корпоративных юрисконсультов Америки разъясняет на своем веб-сайте: Первая поправка к Конституции США гарантирует свободу слова, но она регулирует только отношения гражданина с государством, а не с работодателем, который, по сути, является таким же частным лицом (или группой лиц), как наемный трудящийся. Работодатель вправе разрешить или запретить политические дискуссии на работе (хотя в Америке есть штаты, где закон стоит на страже свободы слова на рабочем месте). Работодатель может доводить до сотрудников компании свои политические предпочтения, но не имеет права дискриминировать тех, кто с ними не согласен.
Что касается прямой агитации за определенных кандидатов, то хозяин может обратиться с призывом за них голосовать лишь к корпоративным менеджерам (вице-президентам, директорам и т.п.) и штатным юрисконсультам компании. А призывать 45 000 рядовых работников (как это было в случае с Koch Industries) не дозволено.
Ну так их в открытую и не призывают! Почитайте еще раз приведенные выше цитаты из корпоративных циркуляров: там все сказано намеками. А намек — не призыв...
Нью-Йорк.