31 зарегистрированная партия участвует в октябрьских региональных выборах, 4 из них — парламентские, напомнил, открывая встречу, Сергей Нарышкин. Из 27 непарламентских в Госдуму явились лидеры или представители 26: РП-ПАРНАС устами одного из сопредседателей, Михаила Касьянова, приглашение отверг. Зато пришел представитель Гражданской платформы — партии Михаила Прохорова: в выборах 14 октября она еще не участвует, но уже зарегистрирована.
«Ни одна политическая партия не обладает монополией на право представлять всех граждан, а политическая модернизация отвечает запросам общества» — такие выводы, по словам г-на Нарышкина, можно сделать, исходя из опыта последних месяцев. «Совет непарламентских партий должен стать площадкой для открытого обмена мнениями», — сказал спикер.
Представитель Минюста Владимир Титов напомнил, что процедуру регистрации уже прошли 40 партий, а заявки подали еще 204. Отказов в регистрации было очень мало (всего 5), потому что есть возможность приостановить процедуру и дать возможность оргкомитету уточнить или поправить представленные документы. Один из отказов (Экологической партии) был связан с тем, что в программных документах были обнаружены признаки экстремизма.
Зампредседателя Центризбиркома Леонид Ивлев рассказал о том, что закупку КОИБов пока решено приостановить, потому что резкое увеличение числа участников кампаний делает невозможным использование этих аппаратов на выборах: «Не может же бюллетень быть полтора метра длиной!». Но к 2015 году проблему с техникой планируется решить. Разрабатываются различные варианты экономного использования ограниченных площадей бюллетеня, один из них — цифровые обозначения партий. «В Грузии вот победила партия под номером 41, и ничего!» — подхватил лидер партии «Альянс Зеленых — Народная партия» Олег Митволь.
Председатель Экологической партии «Зеленые» Анатолий Панфилов посетовал, что появляется слишком много партий с очень похожими названиями, и попросил Минюст бороться с плагиатом (похоже, он имел в виду партию г-на Митволя). «Плагиат — это когда названия полностью идентичны», — отмел упрек г-н Титов.
Представитель «Яблока» Сергей Иваненко и лидер «Правого дела» Андрей Дунаев говорили о том, что необходимо вернуть в законодательство право партий создавать избирательные блоки. Сергей Нарышкин никак не прокомментировал это предложение, хотя по поводу других идей, высказанных участниками встречи, высказывался. К примеру, когда лидер партии «Новая Россия» Валерий Сорокин поинтересовался, как в Госдуме будут теперь реализовывать право непарламентских партий на выступление в зале заседаний раз в году (партий-то несколько десятков!), г-н Нарышкин сказал: «Мы думаем над решением этой задачки!».
Почти все выступавшие говорили о проблемах, с которыми сталкиваются на выборах. Г-н Ивлев предложил партиям активнее участвовать в процессе формирования участковых избирательных комиссий — ведь теперь они будут создаваться сразу на 5 лет. И получил в ответ сразу от нескольких партий претензии: на местах непарламентским партиям очень часто отказывают в праве иметь своего представителя в избиркомах.
В каком формате будет работать Совет по непарламентским партиям при председателе Госдумы — пока неясно. Андрей Богданов (Демократическая партия), как и многие другие участники встречи, заявил, что такие совещания хороши, если надо выслушать представителя правительства, но для конкретного обсуждения конкретных вопросов лучше работать в более узком кругу. Скорее всего собираться партии будут по тематическим рабочим группам.