«Видимо, есть какие-то вещи, которые требуют быстрого реагирования», — сказал, открывая заседание, глава комитета Владимир Плигин («ЕР»). Он вежливо попросил коллег из разных фракций не стараться уже сегодня написать закон «на злобу дня», а оформить свои инициативы «в виде предложений». Они будут изучены экспертами, обобщены и сведены в один законопроект, который Госдума и примет.
Глава ГИБДД Виктор Нилов опроверг неоднократно звучавшие в последние дни утверждения о том, что будто бы число аварий по вине пьяных водителей в процентном отношении увеличилось. Сейчас «лишь» каждое 13-е ДТП совершается с участием пьяных, а раньше — каждое четвертое-пятое. Бороться с этими «нехорошими людьми» (так назвал глава ГИБДД садящихся за руль в состоянии опьянения) нужно целым комплексом мер. Лишение прав, которое сейчас грозит нарушителям в случае, если речь не идет об аварии с серьезными последствиями, «не работает»: за последние годы в два раза увеличилось число лихачей, которые все равно ездят, «пользуясь нашим попустительством». В статистике ведомства за 2011 год значатся 2 россиянина, которые 13 раз лишались прав за пьянку и все равно садились за руль. Есть граждане, лишенные прав на общий срок до 50–60 лет. «Может быть, они больны и им нужно медицинское сопровождение?» — спросил присутствующих г-н Нилов. В других странах хорошо зарекомендовали себя углубленные медицинские обследования тех, кто 2 раза лишался прав, и лишь после заключения врачей их выпускают на улицу...
В качестве сильнодействующего средства глава ГИБДД предложил конфискацию автомобиля у пьяниц-рецидивистов. А рейды по сплошной проверке водителей на предмет наличия в их крови алкоголя, которые проводятся по Москве в последние дни, пообещал сделать постоянной практикой.
Замглавы ГИБДД Владимир Кузин развил идею шефа: «Нужно, наверное, вводить для рецидивистов уголовную ответственность». А в качестве «пряника» для лишенных прав по этой статье предусмотреть возможность сокращения срока наказания при условии установки на автомобиль специального приспособления — алкозамка.
«Лучше бы, конечно, принимать решения на холодную голову, тем более о внесении изменений в УК, мы бьем по хвостам, по последствиям, но раз уж такие дикие случаи пошли...» — начал глава Комитета по законодательству Павел Крашенинников («ЕР»). Он согласился с тем, что нужно вводить большие административные штрафы за езду в пьяном виде без тяжелых последствий — в сочетании с лишением прав. А за езду без прав «лишенцев» привлекать к уголовной ответственности, потому что «автомобиль и мотоцикл — источники повышенной опасности». С конфискацией, считает г-н Крашенинников, нужно быть очень аккуратным: если речь идет о семейном человеке, автомобиль — совместная собственность, и забирать его не совсем правильно. «Нередко нетрезвые просто откупаются, и разве это не провоцирует рецидив?» — продолжил г-н Крашенинников и предложил оснастить все автомобили камерами, чтобы фиксировать общение водителя с сотрудником ГИБДД и, может быть, даже проверять, «сколько денег у гаишника в бардачке»... Кто будет проверять — непонятно.
Глава Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая («ЕР») говорила о необходимости поднять верхний предел срока лишения свободы за убийство двух и более лиц водителем в состоянии алкогольного опьянения с 9 до 15 лет. Она тоже считает, что примирение сторон при ДТП с тяжкими последствиями нужно запретить. А при выдаче прав впервые непременно проводить тестирование на наркотическую зависимость — «справки о том, что гражданин не состоит на учете, недостаточно». Первый замглавы Комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков («ЕР») напомнил, что в Госдуму уже внесен проект, который допускает примирение сторон лишь в случае, если пострадавший выжил: «Нельзя давать родственникам право решать за погибшего, готов ли он простить за деньги виновника аварии».
Г-н Лысаков вернулся к вопросу об отмене «нулевого промилле». Если установить допустимую норму в 0,2 промилле алкоголя в крови, как в Норвегии, сказал депутат, «это позволит отделить овец от козлищ, пьяных водителей от водителей, признанных пьяными».
На подготовку предложений депутаты дали сами себе и ГИБДД полторы недели.