В понедельник различные варианты этого законопроекта обсуждались на заседании Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей (ее возглавляет коммунист Сергей Гаврилов). В Госдуму будет внесен документ, который сейчас пишут в Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций, сказал «МК» глава этого комитета Ярослав Нилов (ЛДПР), в работе участвуют «эксперты — юристы, представители разных конфессий, Общественной палаты». "Пока текст в сыром виде«,- признает он. Какие именно деяния будут подпадать под новую статью УК, сказать пока затруднительно.
Но в необходимости принятия такого закона, судя по всему, уверено подавляющее большинство нижней палаты парламента. Сейчас в Уголовном кодексе есть статья 214 («Вандализм»), вторая часть которой обещает до 3 лет лишения свободы за осквернение зданий и сооружений, порчу имущества в общественных местах по мотивам религиозной ненависти. Но, говорит г-н Нилов, «если вы купите икону и начнете ее на улице кромсать, ничего за это вам не будет, потому что икона — в вашей личной собственности».
В Кодексе об административных правонарушениях, правда, говорится об оскорблениях, но оскорблениях вообще: гражданину грозит штраф в 1-3 тысячи рублей за «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». Если речь идет об оскорблении публичном — штраф может вырасти до 3-5 тысяч рублей. «Смехотворными» считают такое наказание применительно к чувствам верующих в Госдуме. До 1 января 2012 года «наоскорблять» можно было и на уголовное дело, и наказание за это обещалось гораздо более серьезное — штрафы в несколько десятков тысяч рублей или даже ограничение свободы на 1-2 года. Но теперь в Уголовном кодексе такой статьи нет. Зато после принятия закона о митингах и КоАП не ограничивает штрафы для граждан пределом в 5 тысяч рублей, и, в принципе, оскорбление чувств верующих вполне можно было бы карать штрафами до 300 тысяч рублей!
Депутатам кажется, что этого недостаточно. «Представьте, если речь идет о бомже, или подростке. Никакой материальной ответственности они нести не могут, а когда есть угроза реального срока — трижды задумаются», — говорит г-н Нилов. В разных странах за аналогичные преступления максимальное наказание составляет от 1 года до 10 лет лишения свободы, напоминает он. Изучив международный опыт, российские законодатели решили, что вполне достаточно будет «средней» цифры в 3-4 года как альтернативы штрафам.
В действующем УК есть еще «экстремистская» статья 282: она обещает и штрафы в сотни тысяч рублей, и даже лишение свободы максимум до 5 лет за «возбуждение ненависти либо вражды», в том числе религиозной. Но и она, считают депутаты, не охватывает весь спектр возможных правонарушений.
В Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций признают: одним только усилением ответственности проблему не решить, нужна просветительская работа и осознание неотвратимости наказания за любое, пусть и нетяжкое правонарушение. А с неотвратимостью пока не очень: первый замглавы Комитета Сергей Попов («ЕР») назвал ту самую статью УК, где про вандализм, «не работающей».