«Данная авиатехника будет задействована для выполнения транспортных и специальных задач в интересах военного ведомства. В ходе ее эксплуатации планируется провести оценку возможности использования данных вертолетов в подготовке молодых авиационных специалистов для нужд ВВС России», — говорится в сообщении Минобороны, поступившем в «Интерфакс». Там же отмечается, что «французские авиационные специалисты после прибытия в Россию приступят к обучению летного персонала авиачасти и далее при необходимости будет организовано обучение инженерно-технического состава за рубежом».
Подобные заявления несколько обескураживают. Конечно, учиться где-нибудь под Парижем куда приятней, чем в Торжке, но зачем? Для чего «проводить оценку возможности использования данных вертолетов в подготовке молодых авиационных специалистов для нужд ВВС России», если каждый курсант понимает, что, освоив французский «еврокоптер», он не сможет сразу пересесть на камовскую или милевскую машину. Да и что это за «специальные задачи в интересах военного ведомства», которые заставляют отправлять наших военных для обучения прямо в логово НАТО?
История с этими вертолетами тянется давно. «МК» уже рассказывал о ней («Генеральские» вертолеты купят за границей?" от 24.02.2012), однако сегодня она получила новое продолжение.
Напомню, в начале года Минобороны РФ объявило тендер на закупку 50 легких многоцелевых вертолетов (43 однодвигательных и 7 двухдвигательных) общей стоимостью более 6,5 млрд рублей.
Условия конкурса тогда удивили, а точнее, возмутили российских представителей ОПК. Организаторы тендера Минобороны как бы заранее говорили: российские вертолеты нам изначально не подходят. ТТХ предполагаемого победителя были фактически списаны с конкретных образцов — однодвигательного AS350 и двухдвигательного AS355 компании Eurocopter, входящей в Европейский оборонный концерн (EADS).
«Когда государственное ведомство фактически приводит в страну прямого конкурента собственного производителя — это неприятная новость», — прокомментировал условия конкурса Андрей Реус — гендиректор ОПК «Оборонпром», в состав которого входит холдинг «Вертолеты России». Он сказал: «У нас есть необходимые технологии в этом сегменте, в частности, легкие многоцелевые вертолеты „Ансат“ и „Ка-226Т“. Мы их предлагали Минобороны, постоянно держим на контроле ситуацию с их производством и готовы максимально собраться и через некоторое время поставить эту технику не только для Минобороны, но и на рынок».
Но Минобороны слова Реуса не убедили. Правда, довести до конца задуманное им тогда не удалось: вмешалась высокая политика. Тендер проходил в конце марта, а 4 марта состоялись выборы Президента России, в мае готовилась его инаугурация. У всех на глазах разыгрывалась трогательная история поддержки нового избранника рабочими с Уралвагонзавода, со всех трибун звучали заявления о всемерной поддержке российского ОПК. На этом фоне покупка крупной партии натовских вертолетов выглядела бы явным вызовом со стороны Минобороны.
Вертолетный конкурс был объявлен несостоявшимся, так как, по мнению организаторов, «ни одна заявка не соответствовала конкурсной документации». В опубликованных документах не говорилось, какие конкретно вертолеты были представлены на тендер, но с большой вероятностью можно утверждать, что в нем не участвовал западноевропейский концерн Eurocopter. Но почему-то, как теперь выясняется, пять вертолетов именно его производства закуплены и стоят на аэродроме Чкаловский.
По данным источника «МК» в военном ведомстве, тендер был лишь ширмой, за которой все это время велись переговоры с концерном Eurocopter. В версии Минобороны это теперь звучит так: «стороны договорились провести испытания вертолетов и после этого принять окончательное решение об их закупке».
Однако мало кто из специалистов сомневается, что решение о закупке давно уже принято. Вот что об этом рассказал «МК» один из специалистов вертолетостроительной отрасли:
— Если раньше в Минобороны стыдливо утверждали, что французские вертолеты будут использоваться «для нужд обучения курсантов», то теперь там не стесняясь говорят, что они нужны «главным образом для перевозок высших военных руководителей Минобороны РФ и командования военных округов». То есть в качестве воздушных «VIP-такси». Но о каком «VIP-такси» можно говорить в армии? Весь мир вкладывает деньги либо в боевые машины, либо в те, что могут спасти бойца на поле боя, вывезти раненых... И только мы беспокоимся о том, как с комфортом возить наших военачальников. Причем, как я знаю, изначально эти машины приобретались по самой дешевой схеме, то есть без договора о подготовке для них летного и технического состава и без запчастей. Поэтому, чтобы теперь начать летать на этих машинах, нужны новые бюджетные вливания. Ведь самые высокие эксплуатационные расходы машина имеет, когда она стоит на земле и не используется по назначению. А по моим данным, эти вертолеты год у нас и так простояли без дела, потому что куплены были еще в 2011 году. То есть когда Минобороны объявляло тендер, они уже стояли в России. Интересен и сам способ их получения. Никаких официальных сообщений об их покупке, как вы помните, не было — с некоторых пор заключение подобных контрактов у нас стало «военной тайной». По моим данным, за этой покупкой вообще стоит весьма мутная афера. Машины якобы сначала купил некий высокопоставленный чиновник, который надеется впоследствии с этого контракта поиметь неплохую выгоду. Затем он то ли передал, то ли перепродал эти пять вертолетов Минобороны для испытаний. Причем в российском представительстве «Еврокоптер-Восток» ничего по этому поводу не знают, так как машины покупались не у них, а непосредственно в Европе — видимо, там тоже кто-то из чиновников играет в эту прибыльную игру. Но главные игроки в ней все же наши. Ведь речь идет не о пяти вертолетах, а о куда большей партии. Говорят, даже есть планы в перспективе договориться о сборке этих машин в России (по примеру вертолетоносцев «Мистраль»). Возможно, от организации такого производства некто собирается поиметь прибыль, потому в этой истории и хочет оказаться первым. В общем, получается, что кто-то наверху провернул аферу, а крайними оказались военные, которые теперь не знают, что делать с этими вертолетами. В армии нет летного состава, который мог бы на них летать, система подготовки для них отличается от нашей, идеология машин — тоже. Как их включить в нашу систему эксплуатации и техобслуживания, которая создана для принципиально других типов вертолетов, — тоже неясно. Под них все надо выстраивать заново — а это снова деньги. И порядок цифр здесь примерно такой. Вот, например, Московский авиационный центр МЧС по аналогичной схеме приобрел недавно американский вертолет Bell 429. Чтобы начать его эксплуатацию, надо подготовить летчиков и закупить комплект запчастей, для чего, по официальным данным объявленного тендера, требуется $2,5 млн. Аналогично — и с армейскими «еврокоптерами». По статистике, эксплуатация таких машин с нуля обходится в 15–17% стоимости самого вертолета. А по условиям тендера Минобороны за каждый однодвигательный вертолет предполагало заплатить около 110,7 млн. рублей и 164,9 млн. рублей — за каждый двухдвигательный (здесь нетрудно подсчитать, сколько составляют от этой суммы 15–17%).
Интересно, что сейчас российский вертолет «Ка-226Т», отвергнутый родным военным ведомством, участвует в конкурсе на поставку индийским ВВС партии из 197 вертолетов, где имеет неплохие шансы на успех. Здесь «Ка-226Т» вышел в финал вместе с французским AS550 C3 «Феннек» все той же фирмы Eurocopter.
«Француз» несколько опережает «Ка-226Т» по скоростным характеристикам, однако по грузоподъемности серьезно ему уступает. «Мы берем на борт имущества и людей в два раза больше, — говорит замгендиректора „Рособоронэкспорта“ Виктор Комардин, — вертолет же должен в горах летать, возить пограничные патрули, здесь главное — грузоподъемность».
Серьезным преимуществом российского предложения специалисты называют и то, что, во-первых, холдинг «Вертолеты России» предлагает организовать совместное производство подсистем и агрегатов «Ка-226Т», в последующем наладив сборку этих машин на территории Индии. А во-вторых, обещает Индии совместную разработку новых модификаций «Ка-226Т».
Вот как здорово у нас получается! С Индией, на ее территории, для ее ВВС мы, выходит, делать вертолеты можем, а с российским Минобороны, на собственной территории и для своей армии, — нет.
А все почему? Да потому, что в бизнес-планы кое-кого из наших госчиновников никак не вписываются перспективы приоритетного развития российского ОПК. А нашим военачальникам, видимо, кажется куда более приятным перевозить свои заслуженные чресла не на российских, а на французских вертолетах.