С тем, что до выборов допустили почти всех, согласны даже в Ассоциации в защиту прав избирателей «Голос». «Власть стала использовать новые, более мягкие технологии программирования результатов, — говорит руководитель аналитического отдела ассоциации Александр Кынев. — Отказы в регистрации партсписков носят единичный характер и в основном связаны с головотяпством при оформлении документов».
Да вот и статистика. Своим правом побороться за места в 6 региональных парламентах воспользовались 23 партии. Они выдвинули 83 списка, 80 из них, по всей видимости, будут зарегистрированы. К губернаторским выборам в 5 регионах допущены 22 кандидата от 9 партий. Еще 8 выбыли из гонки практически по собственному желанию: отказавшись или сдав в избиркомы заведомо недостаточное количество подписей муниципальных депутатов. Один кандидат снят из-за того, что запутался, от какой партии выдвигается: РПР или «Правого дела». Реально скандальная ситуация только с эсером Рудниковым: 18 муниципальных депутатов сначала сдали подписи за его участие в брянских выборах, а затем заявили, что сделали это под давлением. Остается угадывать, кто на них давил на самом деле...
В остальном, выходит, все стерильно. С чего это власть стала такой лояльной к оппозиции? Давайте поближе присмотримся к этой оппозиции.
Вот, скажем, в Рязанской области кандидатом в губернаторы от Партии пенсионеров идет глава местного пенсионного фонда Светлана Косырева, от «Патриотов России» — замруководителя Федерального агентства по делам СНГ Игорь Морозов, «Правое дело» представляет начальник Главного областного архивного управления Александра Перехватова, а «Новую Россию» — главврач городской поликлиники. В Брянской области ЛДПР представляет замдиректора городского водоканала...
Список можно продолжать. Все — люди государевы, в попытках покритиковать или как-то подсидеть «Единую Россию» никогда замечены не были.
«Муниципальный фильтр отсеял всех серьезных оппозиционных кандидатов. Регистрация стала невозможной без согласия местной администрации, и они даже не приступали к участию в гонке, — считает Александр Кынев. — Допустили людей тихих, безопасных. Не случайно в Рязанской области, где администрация решила поразить количеством участников гонки, подписи за кандидатов от КПРФ и ЛДПР сдавали в основном депутаты от «Единой России».
Похожая ситуация и с выборами в заксобрания. Скажем, партию «За женщин России» в Краснодарском крае поведет в бой близкая родственница депутата Госдумы от «Единой России». Каждой из 23 допущенных партий отведена своя роль, что видно уже из перечня кандидатов. Скажем, КПСС выдвигает по одномандатным округам кандидатов, которые являются тезками и однофамильцами кандидатов от КПРФ. Одного полного тезку выдвинули и «Коммунисты России». Их задача понятна: оттянуть голоса у зюгановцев. Понятна и миссия партии «За справедливость». Это — так называемые спойлеры.
А задачу большинства остальных участников гонки можно вычислить, изучив списки Демпартии России. По всем регионам идут три человека: Андрей Богданов и его заместители по работе в политтехнологической фирме. Естественно, им провинциальные мандаты даром не нужны. То есть цели преодолеть барьер (а он на этот раз семипроцентный во всех регионах) партия не ставит. Задача в том, чтобы взять несколько процентов, которые потом при перераспределении мандатов пойдут в копилку «Единой России».
В ассоциации «Голос» считают, что шансы преодолеть барьер есть только у 4 парламентских партий и, может быть, еще у «Патриотов России» в Северной Осетии. И если по итогам прошлых выборов голоса партии власти подарили только три неудачника гонки, то теперь их будет под 2 десятка. В сумме они наберут неплохой процент, который поможет «Единой России» получить подавляющее большинство во всех региональных парламентах, даже не имея серьезной поддержки избирателя. Достаточно просто занять 1-е место с 30–40% голосов. А уж это-то количество административный ресурс обеспечит без особого напряжения. И фальсифицировать ничего не придется — достаточно просто промыть мозги бюджетникам. Эти региональные выборы устроены так, что они будут честными, прозрачными, с заранее известным результатом. Оппозиция никого не пугает, никто ее и не прессует.
Совсем иная ситуация — на муниципальных выборах. На участие в них у новых партийных проектов силенок не хватило. Значит, биться будет старая гвардия, и ей теоретически по силам лишить «ЕР» большинства. Поэтому здесь все по-старому. Возьмем, к примеру, Первоуральск. «Люди из администрации заранее предупредили руководителя нашего отделения, что в регистрации откажут, — рассказывает председатель „Яблока“ Сергей Митрохин. — А потом подбросили в ТИК нашу газету и сняли нас за незаконную агитацию».
«В краснодарских муниципалитетах постоянно теряются документы наших кандидатов, — продолжает „яблочник“. — В Белгороде у нашей кандидатки отказались принять финансовые документы: постоянно запирались на совещания. А когда совещания закончились — в 18.00 3 сентября, сообщили, что время подачи истекло».