— Иногда это просто скалы в океане, иногда архепелаги, — объясняет по телефону Алексей Баяндин, пресс-секретарь губернатора. — На многие даже не ступала нога человека! Сейчас с экспедицией нет никакой связи, но это нормально, мы не волнуемся — телефоны там попросту не ловят.
Экспедиция отправилась из порта Корсаков в путь в первых числах сентября исключительно из-за того, что это единственное время в году, когда вообще можно добраться до Курил. Я сама, во время землетрясения в Японии, в марте месяце 2011-го, еле-еле смогла долететь до Кунашира, а уж обратно меня забирали на самолете областной администрации — погода была нелетная, дул жуткий ветер, океан бурлил и гнал на берег ледяные глыбы.
Вчера на юге Курильской гряды должны были быть названы первые три острова: именем академика Капицы, Героя Советского Союза Гнечко и бывшего главы региона Игоря Фахарутдинова. «Так как островов очень много, — продолжает Алексей Баяндин. — То, как мы полагаем, это мероприятие тоже будет не разовым, и в следующем году оно продолжится».
Программа экспедиции включает в себя лекции о будущем Курильских островов, по-прежнему находящихся в юрисдикции России. После ее завершения новые имена будут рекомендованы и представлены в Морскую коллегию РФ, в Русское географической общество, чтобы появиться потом на общей карте страны.
Чиновники Сахалина уверены, что это не просто поездка на теплоходе, а настоящая миссия — которая может быть достойна только первопроходцев. Об этом сообщил губернатор Александр Хорошавин, когда говорил напутственное слово отъезжающим.
Пока названы только самые крупные острова. Япония никак не выразила свое отношение к этой акции. То ли ее вообще не интересует эта «мелочь», которая не очень пригодна для жилья. Для России же это знаковое событие, чтобы окончательно закрепиться на Курилах, добавляют жители Сахалина.
Кстати, жители Курил полагают, что отношения с Японией надо не переводить постоянно в плоскость скандала, а строить конструктивно, в том числе и сообщать о таких акциях и поездках.