Скандал связан с экстрадицией на родину азербайджанского офицера Сафарова, приговоренного венгерскими властями к пожизненному сроку за убийство в 2004-м на курсах НАТО армянского офицера Маргаряна. В Баку Рамиля Сафарова сразу же освободили, после чего по всей Европе прокатились митинги протеста: такого грубого попрания международного права здесь не ведали давно.
Визит высокого чиновника НАТО в Ереван, а также есть ли связь между этим скандалом и Россией, комментирует сотрудник института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Андрей Арешев.
— Скажите, Андрей Григорьевич, насколько инцидент между Арменией и Венгрией был предсказуем международным сообществом, самим НАТО?
— Венгрия, это страна, находящаяся слишком далеко от Армении, ей неизвестны все тонкости отношений между армянами и азербайджанцами и, разумеется, такого открытого скандала они не ожидали. С другой стороны, тоже не секрет, что в Венгрии сегодня не самое лучшее экономическое положение, поэтому закупку гособлигаций этой страны Баку многие восприняли как своеобразную «взятку» за экстрадицию Сафарова, плату за его свободу...
— Ждала ли Венгрия, что Сафарова после возвращения на родину сразу же освободят?
— Баку пообещал, что такого не случится, что будут соблюдены все нормы международного права. То есть Сафаровмог быть отпущен на волю не раньше, чем истечет25-летний срок его тюремного заключения после совершения им этого преступления, доказанного убийства.
— То есть Венгрию просто-напросто кинули?
— Такого грубого нарушения международного права здесь, я думаю, не ожидали. Также как и во всей Европе. Опять-таки при отправке Сафарова домой не учли своеобразие кавказского менталитета.
— Сам Сафаров — выходец из Арцаха, простой беженец, житель «зоны безопасности» Нагорного Карабаха — и тут такой почет и слава...
— Такова его официальная биография, да. Сейчас, после своей эстрадиции и освобождения он возведен в ранг народного героя. Сразу же получил квартиру, машину.
— Как Вы полагаете Андрей Григорьевич, о чем армяне станут спрашивать сегодня генсекретаря НАТО?
— Я думаю, что это и будет одной из основных тем разговора. Хотя, я уверен, те же натовцы тоже представить себе не могли, чем обернется обучение вместе английскому языку (убийство было совершено на этих курсах, сам Рамиль Сафаров утверждал, что сделал это в состоянии крайнего аффекта — авт.) армян и азербайджанцев. Разные менталитеты, давняя вражда... Все это следовало учитывать, а не только надеяться напрограммы партнерского сотрудничества.
— В свое время венгры признали геноцид армян? И насколько плотны были их исторические связи с Ереваном — если сейчас они так легко «сдали» Сафарова?
— Вообще-то в Венгрии, в том числе и на бывшей ее территории, в Трансильвании, издавна существовали армянские поселения. Несколько армян участвовали ввенгерском восстании 1848 года. Научные, гуманитарные связи поддерживались и в советский период. Но, повторяю, венгры в силу своей географической отдаленности и занятости экономическими проблемами, похоже, даже представить себе не могли, в какую бурю выльется эта, казалось бы, законная экстрадиция. Протесты в Ереване, по всей Европе — эта ситуация, как я наблюдаю, сплотила армян, разных их представителей, нередко ссорящихся между собой армянских организаций гораздо сильнее, чем, казалось бы, можно было этого ожидать.
— А это как-то скажется на проблеме Нагорного Карабаха?
— В Армении и Азербайджане все заканчивается проблемой Нагорного Карабаха. Переговорный процесс по нему сейчас находится под угрозой окончательного срыва.
— А нашей стране есть до этого далекого скандала дело? Как вы думаете?
— Россия как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, занимающиеся Карабахом без малого 20 лет, уже выразила глубокую озабоченность происходящим. В нашей стране сильны, как армянская так и азербайджанская диаспоры, поэтому не думать об обострении отношений и митингах протеста, происходящих сейчас в разных странах Европы по поводу экстрадиции и освобождении Сафарова, мы не можем.