Если считать медали всех достоинств, наши позиции еще лучше. Спортсмены США завоевали 102 медали. У Китая — 87, у России — 78, у Великобритании — 62. Так что по общему количеству наград мы на третьем месте. Но, поскольку неофициальный командный зачет ведется только по «золоту», вряд ли стоит уверять себя, что у нас настоящее третье место. Лучше уж посмотреть правде в глаза и назвать ее своим именем. А имя у нее такое: четвертое — очень достойное место, и десятки стран были бы счастливы его занять, но для России это ступенька вниз. Потому что из всех летних Олимпиад, в которых наша страна принимала участие, только в трех — в 1900, 1908 и 1912 годах — она не входила в первую тройку. На всех же остальных Олимпиадах она занимала 1-е, 2-е или 3-е место. А в Лондоне — не заняла.
Это не падение и не провал, ничего страшного не случилось, просто мы немножко сползли вниз. Выступили чуть хуже, чем обычно. И если бы это «чуть хуже» не дублировалось такими же «чуть хуже» на зимних Олимпийских играх 2002, 2006 и 2010 гг., где вопреки славной традиции всегда быть в «тройке» мы тоже из нее выпадали, можно было бы не придавать ему значения.
Но в Солт-Лейк Сити мы были пятыми, в Турине четвертыми, в Ванкувере — одиннадцатыми. И вот теперь Лондон, показавший, что сползание — системное явление. Оно идет не только в зимних, но и в летних видах спорта. Просто летние виды сползают медленнее, поэтому здесь оно позже стало заметно.
Четвертое место в Лондоне — не провал, а тенденция. Тенденция, которую уже невозможно игнорировать. Понимающие это спортивные чиновники поэтому придумали для нее лукавое объяснение. Мол, в «тройку» сильнейших всегда входил СССР, поэтому и от России граждане ждут того же, а ждать-то не надо, поскольку от нас откололось много стран, которые имеют теперь свои команды, успешно выступают, и если их награды приплюсовать к нашим, мы опять войдем в «тройку».
Объяснение на самом деле для дурачков. СССР раскололся в 91-м году. Спортсмены и тренеры бывших соцреспублик тогда же и ушли из российского спорта. Если в этом причина падения результатов, то она должна была проявиться сразу же. Но никакого проявления не было — российские спортсмены продолжали выступать так же хорошо, как советские. На летних Играх в 92-м, 96-м, 2000-м Россия была второй, в 2004-м и 2008-м — третьей. На зимних Играх в 1992-м — второй, в 1994-м — первой, в 1998-м — третьей. То есть до начала 2000-х годов все шло по-старому, хотя с момента развала СССР прошло десять лет.
Тенденция сползания проявилась только после 2002-го потому, что до этого момента по инерции еще работала советская система подготовки спортсменов. А в начале 2000-х сила ее инерции наконец стала ослабевать, заканчиваться. И началось неизбежное — сползание.
Россия меньше СССР. Но по количеству населения, территории, ресурсам она все равно является одной из мировых сверхдержав. Поэтому в общекомандных олимпийских зачетах — неофициальных, но очень показательных — мы должны и можем конкурировать с США и Китаем. Только они имеют примерно равный нашему потенциал.
Китай — социалистическая страна, с социалистической системой массового спорта и спорта высоких достижений. Всем спортом там руководит государство. Оно выделяет деньги, всех назначает и всё контролирует.
Есть общенациональная идея — вывести Китай в лидеры планеты. Спортивная система выстраивается целесообразно этой идее, а коммунистическая партия не позволяет отклоняться от курса. То есть там, если дают деньги на спорт, они точно туда и идут — и не теряются по дороге.
США, наоборот, государство с рыночной экономикой, и система спорта у них тоже «рыночная», выросшая снизу и саморегулирующаяся. Развитием спорта занимаются спортклубы и национальные ассоциации видов спорта, существующие на коммерческие сборы и спонсорские деньги, а роль государства заключается в том, что оно предоставляет спортивным организациям налоговые послабления. Деньги при такой системе также тратятся целесообразно задаче: воспитать спортсмена. Воровать их невозможно, потому что, во-первых, это сразу станет известно СМИ, и дальнейший суд и позор неизбежен, а во-вторых, у кого будут воровать руководители ассоциаций и клубов? У себя?
У нас, в отличие от Китая и США, скрещены еж с ужом. В условиях рыночной экономики сохраняется социалистическая, оставшаяся от советских времен система массового спорта и подготовки спортсменов высшего уровня.
Это противоестественное сочетание. Оно не может быть продуктивным. Или социализм и социалистическая спортивная система, или капитализм и капиталистическая система. Смешивать нельзя. Смешанное, оно не работает.
Вливание денег, навешивание спортивных федераций на олигархов в качестве социальной нагрузки, отставки и перестановки спортивных чиновников при таком замесе приносят в лучшем случае временный, локальный результат. Но не меняют ситуации в целом. Главной задачей людей, отвечающих в стране за спорт, по-прежнему остается набивание собственных карманов. И если не реформировать систему, ничего с этим не сделаешь. Кого куда ни назначай.
Чтобы остановить сползание, нужно переходить на американский путь: уменьшать роль государства в спорте, коммерциализировать его, сокращать спортивных чиновников и снижать налоги для спортклубов и их спонсоров. Но поскольку руководство страны интуитивно тяготеет к старым, советским решениям, вряд ли стоит от него ожидать подобных шагов. Так что скорее всего в ближайшие годы в спорте все останется по-прежнему. Будем совмещать несовместимое и потихоньку сползать с вершины. С ностальгией вспоминать советские времена, придумывать новые объяснения для дурачков и чествовать победителей Олимпийских игр как героев.
Хотя почему «как»? Они на самом деле герои.
При том раздолбайстве, что царит у нас в спорте, суметь подготовиться так, чтоб выиграть олимпийскую медаль, — это и есть без преувеличения настоящий Героизм. Героизм с большой буквы.