МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

У ВМФ радужные перспективы

Но какие точно — не знает никто

Недавно назначенный главком Военно-морского флота Виктор Чирков признался, что перед ним стоит задача строительства флота. Но чтобы хотя бы понять, каким этот флот может быть, адмиралу приходится лично колесить по всем профильным предприятиям оборонки и разбираться, что вообще они способны приобрести на выделенные на перевооружение ВМФ триллионы. Пока девать эти горы денег особенно некуда.

Фото: Александр Астафьев

4,7 триллиона рублей до 2020 года — на масштабную судостроительную программу. Именно такую цифру озвучил Владимир Путин в сентябре прошлого года. С тех пор сумма наверняка несколько изменилась, но незначительно. Казалось бы, новый главком, собирая большую пресс-конференцию, посвященную перспективам ВМФ, должен был бы в подробностях рассказать, как будут освоены эти деньги. Однако ничего принципиально нового сообщить общественности он не смог. Видимо, окончательной картины этого перспективного облика еще не существует.

Пока ясно, что основные средства идут на модернизацию береговой инфраструктуры, пирсов, строительство базовых военных городков для военных моряков. Унификация пирсовых сооружений будет способствовать облегчению межтеатрового маневра — корабли Северного флота смогут без проблем заправляться и на базах Тихоокеанского. Пункт материально-технического обеспечения в сирийском Тартусе также пока планируется сохранить. Еще одна строка расходов — переезд штаба ВМФ в Санкт-Петербург.

Что же до строительства новых кораблей, то тут пока все по-старому. Головной подводный стратегический ракетный крейсер проекта-955 «Юрий Долгорукий» по-прежнему проходит приемку и ревизию, хотя еще весной утверждалось, что в июле он войдет в состав флота. Примерно так же обстоят дела с АПЛ другого перспективного проекта-885 — вроде уже построены, но пока не на службе. Активно идет строительство современных кораблей прибрежной зоны малого водоизмещения. Скандальные «Мистрали» пока строятся — два произведут во Франции, еще два по лицензии в России.

Что же до тяжелых надводных кораблей, на которые должна ложиться классическая задача флота — проекция силы, то здесь все еще скромней. Тяжелый ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проходит неспешную модернизацию, которая завершится только через 5 лет. По словам Чиркова, на нем будет установлено перспективное ударное ракетное вооружение и ПВО дальнего радиуса действия. Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» также ждет похожий сценарий с модернизацией — служить еще будет долго.

Главком пообещал, что уже в ближайшее время публике продемонстрируют внешний облик нового эсминца водоизмещением до 14 000 тонн. Именно этот проект, по задумке, и составляет основу «флота-2020». Несколько недель назад в компании — разработчике эсминца обмолвились о важной роли корабля в военно-космической обороне страны. Это значит, что за пример взята американская модель: строительство большого количества средних кораблей с системой, аналогичной «Иджис».

Уже сейчас очевидно, что переварить почти 5 трлн. рублей к 2020 году вряд ли получится. Строить эсминцы и «мистрали» десятками не получится: нет таких производственных мощностей. Под строительство нового авианосца, о котором также обмолвился главком, наверняка придется строить отдельную верфь: в чужой теперь Николаев, где конструировались тяжелые корабли во времена СССР, никто вкладывать не станет, а Севмаш, который чисто теоретически, хотя бы исходя из размеров предприятия, мог бы что-то такое у себя построить, загружен заказами на атомные подлодки. Остается один выход: как в царские времена, размещать заказы на Западе.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах