Новая конституция вступит в силу только после президентских выборов в октябре 2013 года. А пока Грузия остается президентской республикой. И после парламентских выборов осенью этого года правительство во главе с премьером должно уйти в отставку, после чего президент вновь представит парламенту свою кандидатуру премьера. Не факт, что того же самого.
Когда утверждалась новая конституция, все считали, что Саакашвили делает ее «под себя». Чтобы после завершения второго президентского срока пересесть в кресло премьера, сохранив в руках всю полноту власти. Что же означает его нынешний шаг? Оппозиционная коалиция «Грузинская мечта» миллиардера Бидзины Иванишвили имеет хорошие шансы победить на выборах в парламент. Это делает будущее самого Саакашвили, его семьи и окружения абсолютно непредсказуемым. В Вашингтоне ему уже прямым текстом говорят, что пора уходить. А уходить нельзя: потеряв власть, Саакашвили и его приближенные, скорее всего, станут у себя на родине фигурантами разнообразных уголовных дел. Не исключено, что будут обвинены и в государственной измене по результатам авантюры 2008 года.
Вано Мерабишвили, которого даже сторонники именуют Железным Вано, а оппоненты — «современным Берией», фигура неоднозначная. Грузия обязана ему реформами МВД — единственным бесспорным достижением команды Саакашвили. С другой стороны, именно министр МВД (которому в Грузии подчинены и структуры госбезопасности) установил тотальный контроль над частной жизнью граждан, организовал массовое прослушивание телефонов. Именно он является автором многочисленных «шпионских процессов», когда по сфабрикованным обвинениям за решеткой, наряду с грузинскими «врагами народа», оказывались и российские граждане. Именно его тонтон-макуты жестоко разгоняли митинги оппозиции, калеча и убивая граждан.
Пост премьера — хороший трамплин для прыжка в президентское кресло. Не исключено, что Саакашвили планирует передать свою должность верному Вано, который даст ему гарантии безопасности. Потому что самому Вано просто некуда деваться с подводной лодки: он слишком тесно связан с нынешним режимом. Есть и другая версия: Саакашвили усомнился в лояльности Мерабишвили, с которым сейчас активно заигрывает оппозиция. Доступ к оперативной информации, контроль над специальными подразделениями и сетью тайных агентов делали Мерабишвили могущественнейшим человеком в Грузии. Он мог стать опасным для действующей власти.